Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано с помощью модели Kandinsky 3.1
Источник: изображение сгенерировано с помощью модели Kandinsky 3.1

Штурманы развития, или Кто такие менторы на самом деле

Наставник выслушает, научит, направит и даст ускорение карьере

Среди методик развития менторинг – явный лидер. Видимо, потому, что решает сразу массу задач: позволяет менти – сотруднику, стремящемуся прокачать навыки, – перенять опыт у более сведущих коллег, освоить новый функционал, раскрыть свои таланты, продвинуться в карьере, успешно сменить профессию. О плюсах менторинга – читайте в материале IQ Media.

Катализаторы карьеры

Прежде всего менторинг – мощный стимул профессионального роста. Ментор:

  • передаст вам свои опыт и знания, прокачает навыки, рекомендует, что и как делать, просто поможет адаптироваться в компании.
  • придаст ускорение вашей карьере.
  • проведет «аудит» ваших целей и приоритетов, возможностей и талантов, направит ваше развитие.

Ментор помогает раскрыть ваш человеческий потенциал – профессиональные, интеллектуальные, творческие и другие ресурсы.

Популярный британский теоретик и практик в сфере помогающих техник Джули Старр описывает ментора как ролевую модель, эксперта, защитника, болельщика, друга своих подопечных. Но, по сути, менторинг – взаимовыгодная история. Наставнику нужна обратная связь – отзывы менти позволяют ему совершенствовать мастерство, укреплять репутацию.

Для компании менторство тоже полезно – в управлении талантами, повышении квалификации и мотивации сотрудников, раскрытии их сильных сторон, увеличении продуктивности. Сама обстановка в коллективе – более дружелюбная, что сказывается и на результатах работы.

Сроки менторинга широко варьируются в зависимости от целей и запросов слушателей. Если надо отточить конкретный навык, бывает достаточно нескольких часов. Но встречается и наставничество «длиною в жизнь».

Штурманы развития

Часто к менторам обращаются, когда хотят сменить карьерную траекторию, профессию, подучиться, определиться с дополнительным образованием. Ключевой мотив для такого апгрейда – «повышение в карьере и зарплате», отмечает заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. Люди хотят занять более высокую должность, соответствующую их интересам и навыкам, и повысить доход.

Не менее значима самореализация. Евгений Сженов, ведущий эксперт Лаборатории непрерывного образования взрослых ВШЭ, поясняет: «Человек хочет убедиться, что востребован, работать там, где он нужен обществу и где он будет получать удовольствие от своего труда».

Сегодня меняется расклад профессий. Часть уходит в прошлое, появляются новые. Это стимулирует «большое предложение на рынке дополнительного образования и профессий, на которые можно переобучиться», отмечает эксперт.

Заметную роль играет и государственная политика. «Везде звучит мысль о том, что стране нужны цифровые кадры, и это дает результат. Многие люди уже во взрослом возрасте задумываются, не получить ли новую профессию», – говорит собеседник IQ Media. Государство создает возможности для этого – есть бесплатные центры переобучения. В компаниях также можно повысить квалификацию. «Люди берут это на вооружение», – добавляет Евгений Сженов.

«Культурный, коммуникационный код менторства уже прочно укрепился в нашем сознании, – убежден эксперт. – Сегодня можно говорить о всероссийском движении менторства на самых разных уровнях».

Менторинг интенсивно практикуют в корпоративных университетах, на совместных кафедрах университетов и компаний, в колледжах и школах. Представители бизнеса и производства привлекают менти к реальным проектам. Так что кооперация – взаимовыгодная. И экономика только в выигрыше.

Раз ставки столь высоки, нужны хорошие менторы. Как их отличить от дилетантов?

Практики и эксперты

Качественное менторство – практико-ориентированное, подчеркивает Евгений Сженов. Слушателям необходимы конкретные, практические компетенции, которые можно получить на производстве либо во взаимодействии с представителями бизнеса. Кстати, сейчас к этому процессу подключены и вузы.

Масса людей нуждаются в переобучении, говорит эксперт: «Мы живем на грани перехода к новому технологическому укладу, и буквально витает в воздухе, что должны быть новые цифровые компетенции». При этом принципиально важно, где и как обучаться. Полностью теоретические курсы, без практики, – по сути, профанация. «Если мы хотим добавить взрослым людям hard skills – конкретных компетенций, надо учить их делать это руками, показывать алгоритмы, как это работает», – уточняет Сженов.

Именно поэтому так важна практика на производстве, в компании.

Профессионалы, стратеги, эмпаты

Грамотный менторинг – человекоцентричный. Наставник должен «соизмерять контент, который он дает, с запросами и целями слушателя», подчеркивает Евгений Сженов. Если ментору не важно, как передаваемые им знания отразятся на карьере подопечного, – это плохой вариант.

Ту же мысль развивает Джули Старр: ментор несет ответственность за успехи менти.

Наставнику присущ профессионализм (не случайно менторинг называют «квалифицированной помощью на рабочем месте»). «К сожалению, в последние годы этот термин девальвируется – инфлюенсеры и блогеры позиционируют себя в интернете как гуру менторинга, хотя де-факто это не так, и работают с большим количеством подопечных», – отмечает Сженов.

Однако компетенции настоящего ментора легко верифицируемы. «Если в роли наставника в предпринимательстве выступает человек, создавший бизнес, который реально работает и приносит владельцу миллионы, – это хороший пример». Если вы учитесь на медицинских программах дополнительного образования – вам важно видеть, как работают опытные, давно практикующие врачи.

Сами документы об образовании, «корочки» ментора – не всегда гарантия качественного обучения. «Мы живем во времена социальных сетей – обсуждений, комментариев, обратной связи, – рассуждает собеседник IQ Media. – Если дается некачественное образование, мы увидим об этом массу отзывов в социальных сетях». О хорошем преподавании и контенте слушатели тоже расскажут в комментариях и по сарафанному радио.

Навигаторы и проводники

Ментор и коуч Александра Прицкер уверена: маршруты менторинга «ведут в глубину внутренних человеческих ресурсов, помогая ученику обнаружить и усилить свой потенциал».

Евгений Сженов подчеркивает: у хорошего ментора есть «видение стратегии» менти. Профессионал «четко видит план, как вырастить своих подопечных».

Еще один критерий качества работы ментора – успехи учеников. Наставник может выступать ролевой моделью. «Если вы правильно выбрали ментора, у вас большие шансы повторить его траекторию, карьеру в своей собственной», – рассуждает эксперт. Наставники, видя, как раскрываются и справляются с кейсами их ученики, часто привлекают их к своим проектам. «Для тех, кто учится у менторов, это хорошая возможность карьерного лифта, – добавляет Сженов. – Я регулярно беру подопечных в свои проекты».

Сегодня менторы нередко «дополняют свои возможности коммуникации искусственным интеллектом», отмечает наш собеседник. Но цифровой помощник, безусловно, управляется живым наставником – абсолютно незаменимым. Менти крайне важно ощущать человеческое участие и внимание ментора. В конце концов, это его проводник по правильному пути.