Возможности чат-бота помогут улучшить настройки для подбора персонала и управления уже нанятыми работниками.
В статье, которая была опубликована в сборнике «Управление талантами» серии «Новое в менеджменте», об этом рассуждают Юлиана Петрова-Вербицкая, заместитель директора Центра управленческой аналитики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и Евгения Чернозатонская — ведущий эксперт Высшей школы бизнеса.
Серия сборников «Новое в менеджменте», выпускаемая Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ с 2023 года, посвящена наиболее актуальным международным и российским тенденциям в управлении.
Отделы кадров могут использовать ChatGPT для повышения качества обслуживания кандидатов и принятия более обоснованных решений о найме: робот напишет текст объявления о вакансии, проанализирует резюме, составит план собеседований, ответит на типовые вопросы о компании и процессе подачи заявок.
Важно: ChatGPT способен выявлять подходящих кандидатов на основе их навыков, опыта и образования.
ChatGPT ответит на распространенные вопросы о регламентах и процедурах компании, поможет заполнить документы, автоматизирует планирование ознакомительных занятий и отправку напоминаний новичкам о необходимости обучения.
ChatGPT предоставит учебные материалы, распланирует занятия, составит индивидуальные планы обучения для сотрудников на основе их конкретных потребностей и навыков.
На основе ChatGPT можно разработать чат-боты, которые могут информировать сотрудников о льготах и отпусках, предоставлять данные о правилах расчета зарплаты, выдавать типовые справки (с места работы, НДФЛ и пр.), помогать в составлении заявки на решение определенной задачи или проблемы.
ChatGPT проверит, нет ли противоречий в корпоративных регламентах и методах работы с персоналом, точны и соответствуют законам, это поможет компании избежать правовых и репутационных рисков. Также робот может составить тексты должностных инструкций, правила техники безопасности для различных позиций и т. п. Модель также поможет отделам кадров отслеживать соблюдение сотрудниками кадровых регламентов о посещаемости, использовании отпуска и переработках.
ChatGPT даст менеджерам рекомендации по оценке производительности сотрудников и ответит на вопросы о KPI и способах обратной связи. Также он способен генерировать оценки результатов, основываясь на введенных данных о должностных обязанностях и достижениях сотрудников, а также отслеживать прогресс в достижениях и оставлять отзывы о работе людей.
ChatGPT ответит на вопросы о внутренней политике, культуре и процедурах компании, поможет заполнить форму или запрос, робот может провести опрос сотрудников и сформулировать для службы персонала предложения по вовлечению персонала на основе данных в реальном времени. Чат-бот также может анализировать настроение в коллективе и информировать службы персонала о потенциальных проблемах, чреватых высокой текучестью кадров.
Однако стоит отметить, что с нейросетями нужно уметь общаться: менеджерам по персоналу придется научиться давать чат-боту правильные подсказки (prompts). Это фрагмент текста, который служит отправной точкой для генерации текста моделью GPT: справки, письма, обзоры и т. п. Если вопрос задается для получения конкретной информации, то подсказка стимулирует GPT к сочинению текста.
Несколько примеров подсказок для ChatGPT на темы HR:
При этом нужно учесть, что ИИ все еще учится. Кроме того, у него есть особенность: если робот чего-то не знает, то начинает так называемое галлюцинирование: придумывание фактов, похожих на вдумчивый профессиональный ответ. Так что все равно все ответы требуют экспертной проверки.
ChatGPT способен снабжать отделы кадров не только общими справками, но и данными, относящимися к предприятию. Но для этого надо интегрировать ChatGPT с корпоративной системой управления персоналом или иными информационными системами через интерфейс прикладного программирования API.
Другой способ получения детальных релевантных ответов — ввод пользователем нужной исходной информации. Например, менеджер по персоналу желает получить ответ на узкий вопрос кадровой политики и загружает в чат-бот документ о кадровой политике компании. Разработчики уверяют, что ChatGPT пользуется только теми данными, доступ к которым разрешен, и что все проблемы с безопасностью решаются путем настройки, однако компания опасается нарушения конфиденциальности персональных и коммерческих данных. К тому же логика языковых моделей на основе машинного обучения непонятна пользователям. Модель GPT скрыта в параметрах системы и меняется в процессе обучения при решении конкретных прикладных задач. Если задать ChatGPT вопрос, получить на него ответ, а потом спросить у разработчиков, почему система выдала именно такой ответ, а не другой, то они, скорее всего, скажут, что такими получились параметры системы после обучения. Если система — черный ящик, значит, она непредсказуема, что несет риски для бизнеса.
Компании продолжают постепенно внедрять в процессы большие языковые модели, хотя количество успешных примеров пока невелико. Стаффинговая группа «Анкор» по просьбе Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и «Ведомостей» в марте 2024 года опросила 100 компаний со штатом от 250 до 5000 человек, какими ботами и чат-ботами пользуются их службы персонала. Выяснилось, что 33 из 100 компаний уже используют эти технологии в HR, но только две из 33 компаний применяют их для генерации контента — текстов вакансий и профессиональных тестов.
Например, компания «Ростелеком» тестирует языковую модель оценки качества текстов при отборе эссе на программах обучения. Языковая модель — результат совместной работы команд управления знаниями и HRM-технологий и аналитики. Как рассказала руководитель направления департамента HRM-технологий и аналитики «Ростелекома» Елена Летуновская, изначально отбор кандидатов на программы обучения велся вручную, каждое эссе читали и оценивали специалисты. На каждую программу подавалось 500–800 работ, возникла идея сэкономить силы и время на проверке эссе.
Для модели «Ростелеком» взял несколько нейросетей, доступных для коммерческого использования, поэкспериментировал с ними, создал свою модель и обучил ее на наборе эссе, проверенных коллегами. При тестировании она показала 75–80% точности оценок.
По словам старшего вице-президента, директора по персоналу «Почта Банка» Елены Логиновой, ChatGPT используется в компании при подготовке инструкций и коммуникаций. Также банк сейчас изучает эффективность проекта на базе языковой модели DeepPavlov для интеллектуального HR чат-бота.
Также ChatGPT может быть полезен в аналитике любых групп данных, рекомендательных системах, это полноценный инструмент для кадровиков. Только компаниям предстоит научиться им пользоваться и безопасно интегрировать его в корпоративные ИТ-системы.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!