Финансовая грамотность отличается от других школьных дисциплин: она не входит в число обязательных предметов, не предполагает стандартной системы оценивания, по ней не проводятся ЕГЭ и ОГЭ. Законодательство и банковские программы постоянно меняются и учителя тоже должны успевать за изменениями. Как сделать уроки по финграмотности максимально продуктивными, что такое конструктивное согласование и чем преподавателю помогает формирующее оценивание рассказала эксперт Института образования НИУ ВШЭ Елена Климова.
На первый взгляд отсутствие системы оценивания и утвержденной методологии может выглядеть как недостаток предмета, снижать мотивацию к его изучению или усложнять подготовку урока. Однако, благодаря им у преподавателя появляется возможность в полной мере проявить свободу творчества и поделиться с учениками опытом реальной жизни. Отсутствие жестких рамок дает зеленый свет для экспериментальных методов и форматов, а усвоенные на уроках финансовой грамотности навыки школьники могут применить здесь и сейчас, например, для планирования своих расходов.
В то же время, чем больше свободы оценивания и преподавания предмета имеет педагог, тем больше усилий требуется для планирования и проведения урока, оценки результатов. В связи с этим возникает необходимость найти наиболее эффективную модель для каждого из этих этапов.
Для планирования уроков финансовой грамотности Елена Климова рекомендует использовать методический подход под названием конструктивное согласование. Он заключается в том, что учебные действия направлены на достижение ожидаемых образовательных результатов, а оценивание позволяет достоверно их диагностировать.
Конструктивное согласование следует применять последовательно:
1) Необходимо обозначить те образовательные результаты, которые будут стоять перед детьми на конкретном уроке. То есть, что должно измениться в понимании и поведении учеников после занятия?
2) Следует определить, какие действия должны совершить ученики для достижения обозначенных результатов;
3) Важно оценить степень успеха учеников в выполнении поставленных задач. Иными словами, определить: как мы поймем, что результаты достигнуты.
При этом обязательно соблюдается принцип проверки согласованности: если ученик не может выполнить оцениваемое задание, опираясь только на предпринятые в ходе урока действия, то согласование нарушено и требуется корректировка плана.
Как это работает можно рассмотреть на примере урока «Банковские услуги и продукты» из программы 8-9 класса.
Для этого занятия педагог может как самостоятельно определить планируемый образовательный результат, так и обратиться к Единой рамке компетенций в области финансовой грамотности – документу, содержащему систематизированное описание знаний, пониманий и умений, которыми должен обладать финансово грамотный человек.
Например, результатом урока может считаться навык ученика обоснованно выбирать банковский продукт для конкретной жизненной ситуации.
Для достижения этого результата ученик может проанализировать реальные банковские предложения по ряду критериев, например, процентным ставкам, реальной доходности и комиссии.
Оценивать можно так: учащиеся пишут краткую рекомендацию (150–200 слов) с аргументами по трем критериям – ставка, комиссии, реальная доходность.
Следующим после планирования этапом является непосредственно проведение урока финансовой грамотности. Так как предмет не является обязательным, мотивация учеников, скорее всего, будет ниже по сравнению с другими дисциплинами. Поэтому стоит потратить часть урока на то, чтобы вовлечь класс в активную работу. То есть заняться целеполаганием.
Цель урока – не то же самое, что ожидаемый образовательный результат. Цель в первую очередь нужна для мотивации ученика, а потому ее формулировка должна соответствовать возрасту и быть доступной детям. Школьник должен понимать: зачем он это изучает, иначе ему будет сложно задавать вопросы и размышлять.
Елена предложила несколько педагогических приёмов, которые станут отличным началом занятия и позволят быстрее вовлечь учеников, особенно младших классов:
Гибкость подходов к финансовой грамотности позволяет также комбинировать различные формы работы учеников, например фронтальную и групповую работу.
Главным недостатком фронтальной работы преподавателя с учениками является активное участие в обсуждении лишь небольшой части класса вследствие разного уровня подготовки, мотивации и вовлеченности детей.
Устранить его могут помочь несколько приемов.
Например, учитель может использовать сигнальные карточки и жесты, чтобы обеспечить одновременное участие сразу всех учеников.
Случайный выбор отвечающих через карточки с именами, генератор случайных чисел, «говорящие предметы» (мяч, микрофон, самолетик) также создадут условия для сохранения школьниками внимания к объяснениям преподавателя.
Другие методы также включают: неполный конспект с пропусками для каждого ученика, вопросы разного уровня сложности, элементы геймификации (накопление баллов, бейджи, соревновательные элементы) и, конечно же, интригующие вопросы без очевидного ответа (Какой высоты будет башня из 1 млн рублей?). Полезным будет и техника «две звезды и одно пожелание»: сообщите классу, что после выступления у доски ученика или группы, вы попросите случайного человека из класса выделить 2 позитивных аспекта выступления и отметить 1 недостаток.
Главная цель – превратить каждого ученика из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса со своей задачей.
Для групповой же работы школьников можно использовать как стандартный кейс-метод с разбором реальной жизненной ситуации в команде, так и, например, финансовый квест по станциям или модель Фрейера для финансовых понятий. Последняя может быть особенно интересна, так как предлагает разбить сложные финансовые понятия на четыре компонента: определение, обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.
Преподавателю может также пригодиться метод «6 шляп мышления»: каждому члену группы назначается роль (шляпа) — рациональный ученый в поиске информации (белая), прислушивающийся к интуиции и догадкам художник (красная), критик в поиске недостатков (черная), оптимист в поиске преимуществ (желтая), генератор креативных идей (зеленая) и руководитель, организующий их работу (синяя).
Также можно предложить детям в качестве проектной работы создать финансовый комикс из 4-6 кадров или разработать пошаговый план достижения конкретной финансовой цели.
Кроме того, Елена поделилась несколькими небольшими, но исключительно важными «секретами» эффективной групповой работы.
Секреты эффективной работы в группе:
1) Продумайте рассадку учеников, обеспечивающую комфортное пространство для всех. Круглые столы способствуют равному участию, а за партами проще работать в парах, поэтому расстановка мебели должна соответствовать формату работы;
2) Начните с парной работы, так как взаимопроверка, обсуждение проблемного вопроса и совместное решение задач помогут создать комфортную атмосферы перед переходом к работе в больших группах;
3) Формулируйте четкие инструкции: цель работы, время выполнения, последовательность действий, критерии оценки результата — все это повышает организованность учеников;
4) Распределите роли. Назначьте координатора, генератора идей, хронометриста для структурированного взаимодействия, чтобы никто не остался без задания;
5) Обучайте коммуникации. В процессе совместной разработки правил, рефлексии, ролевых игр и получения обратной связи ученики учатся взаимодействовать и коммуницировать. Отсутствие строгих рамок компетенций на финансовой грамотности позволяет уделить больше времени именно навыкам школьников;
6) Анализируйте результаты при помощи групповой рефлексии, листов самооценки и взаимного оценивания, чтобы отслеживать прогресс детей.
Как оценивать результаты, одновременно развивая самостоятельность учеников? В этом учителю поможет методика формирующего оценивания — непрерывной оценки учебной деятельности учащихся, концентрирующийся на развитии компетенций и самостоятельности учащихся, выходя за рамки традиционной бальной системы.
Первый ключевой принцип методики формирующего оценивания звучит как «процесс важнее результата». В рамках методики преподавателю важнее понимать ход мышления учащихся, а не соответствие их ответа правильному. Как следствие, второй принцип требует прозрачности критериев: ученики должны четко знать, за что они получают обратную связь. Формирующее оценивание фокусируется на росте компетенций — развитии индивида, а не на контроле соблюдения им стандартов знания. Последний принцип закрепляет важность самооценки как навыка обучающегося, потому что без анализа собственных достижений невозможно дальнейшее развитие.
Для претворения этих принципов в жизнь используются разнообразные инструменты. Среди них, например, рефлексивные листы, в которых содержатся структурированные вопросы, помогающие ученикам осмыслить собственный опыт обучения: «что нового я узнал о управлении деньгами?», «какое финансовое решение было для меня самым сложным?» и так далее.
Вдобавок может помочь документирование процесса обучения через практические материалы: личный финансовый план с краткосрочными и долгосрочными целями, финансовый дневник с тратами в течение недели, проект мечты.
Отслеживать прогресс в реальном времени помогут следующие методы:
1) Карточки «светофор» – зеленый (понял), желтый (есть вопросы), красный (нужна помощь;
2) «Одна минута» – за минуту записать главное из урока;
3) «Билет на выхода» – ответ на вопрос перед уходом с урока;
4) «Финансовый термометр» – оценка уверенности в теме от 1 до 10.
При обучении финансовой грамотности для формирования конкретных компетенций особенно важно четкое понимание как учителем, так и учеником параметров оценки знаний и навыков. Может ли учащийся лишь понять теорию или может применить ее не только в знакомой ситуации, но и адаптировать знания к новым задачам — именно эти критерии позволяют оценить процесс развития ребёнка и определить, на какой глубине понимания он находится.
Критериальные таблицы могут быть адаптированы под разные возрастные группы и темы финансовой грамотности, а главным преимуществом критериального подхода является прозрачность, объективность, возможность самооценки и поэтапное формирование компетенций.
В результате формирующего оценивания у учеников развиваются навыки анализа финансовых решений, причин успехов и неудач, благодаря активному вовлечению в собственное развитие и акценту на личностном росте формируется ответственность за обучение, повышается мотивация. Вследствие отсутствия сравнения с другими учащимися снижается стресс, а также развивается навык самостоятельной оценки.
Для успешного внедрения формирующего оценивания важно постепенно знакомить с ним всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, администрацию школы. Елена рекомендует начать с малого – внедрить один из инструментов и постепенно расширять практику.
Она также напомнила, что нет плохих форм работы, есть лишь неподходящие под конкретные цели. Поэтому регулярно проверяйте эффективность конкретных методов для конкретного класса и, если метод не работает, подберите другой.
Автор: Егор Поцелуйко, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!