С процессными «недугами» знакомы многие компании. Но что делать с процессами, чтобы было эффективно и предсказуемо, знают не все. В какой последовательности? Как? Почему так, а не иначе? Вопросов — масса. Ответов — обычно нет. Или они такие, что лучше бы их не было. О путях избавления от процессных страданий в колонке размышляет наш постоянный эксперт Александр Рейнгардт.
Александр Рейнгардт
Приглашенный преподаватель Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ
Четыре классических подхода к описанию процессов — как четыре пластыря.
На шаткую конструкцию, чтобы хотя бы стояла. Подпиралась героизмом, переработкой и выгоранием. От постоянного прессинга проблем.
Первый. Кто что увидел — то и описал. Отличный подход. Чтобы убить время. Для галочки.
Второй. Вспомнил, как делал, — набросал. А если послезавтра по-другому делается? Великолепно. Переделывайте. Бесконечно. Без пользы.
Третий. Пришел человек в костюме, говорит гладко, уверенно, знает, «как надо». На презентации. В кейсах. В воркшопах. Он может и нарисует. Но работать с этим вам. А вы… пытаетесь увязать красивую картинку с геометрическими фигурками — с вашей реальностью. Получается? То-то же.
Четвертый. Подсмотрели у конкурентов, скопировали, сохранили на сервер. Распечатали. Сшили в альбом. Конкурент идет дальше. Вы плететесь за ним. Всегда отставая. Вы копируете прошлое. Он строит будущее.
Каков результат?
Занятое место на сервере. Файлы лежат. Люди бегают. Красивые схемы в Visio — мертвым грузом. Человек в костюме ушел дальше, в другую компанию, рисовать процессы.
А вы остались — как его «успешный кейс». Даже если это не так.
Жизнь — своим чередом. Бумага — для галочки.
Потому что можно нарисовать процессы и даже поверить в нарисованное. Но жить по ним — нельзя. Не сразу. Не явно. Не получится.
Все постепенно возвращается в исходное. Те же движения. Только теперь — с картинкой. И тот же результат. Как был до картинки.
Что пошло не так?
Вы выбрали один из четырех подходов. Поздравляем. Это не саботаж. Не глупость. Это — незнание того, как делать по-настоящему.
Задавайте вопросы себе, коллегам, человеку в костюме. Ему — особенно.
Смотрите на ответы. На реальные. Не на презентационные.
У вас есть архитектура бизнеса? Та, где вся деятельность разложена по полочкам, а полочки — связаны между собой? Нет? Получите хаос под видом деятельности.
Муравьи бегают хаотично — только на первый взгляд. У них — инстинкты. У вас — интуиция и дедлайны. Но муравьи построили муравейник. А вы склепали чудо неэффективности. Потому что у них архитектура вшита в мозг.
А у вас — лежит в архивной папке «Процессы_222». Склад красивых картинок.
У вас есть карты процессов? Где каждый процесс в своей группе. Каждая группа — в области. А области — непротиворечивы и понятны. И логически формируют структуру деятельности. Где ясно: кто что делает, за что отвечает, что получает и что отдает.
Нет? Поздравляю. Вы — гений импровизации. Но ваша гениальность — это же и ваша неэффективность. Лебедь, рак и щука позавидуют.
Есть динамические, семантические, логические модели? Нет? Тогда вы блуждаете в тумане. И не знаете, на какие процессные грабли наступите завтра.
И что вы будете делать, если в вашем стройном мире красивых картинок что-то откажет? Шишка. Синяк. Потери. Эффективность — на нуле. Или ниже.
Вы знаете разницу между должностью, ролью и конкретным человеком? Умеете применять это в процессном управлении?
Нет? Значит, ваши процессы не живут. Они выживают. И любое сотрясение — разрушит ваш процессный домик. Скрепленный пластырем от заботливого человека в костюме.
Чтобы снизить число и цену ошибок, повысить качество, сократить потери времени и доверия; чтобы действительно строить, укреплять и развивать здание процессного управления, вам нужно знать, как проектировать:
Без этого процессное управление — это не система. Это имитация.
Именно поэтому вам надо научиться делать все это — своими руками.
Системно. Пошагово. Без воды и консалтингового театра с декорациями.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!