Недавно в кампусе СберУниверситета прошел Science Day «Organization & People», ставший площадкой для диалога между исследователями из ведущих университетов и представителями бизнеса. Заведующая Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ Дарья Мальцева и научный сотрудник лаборатории Анна Карташева выступили на нем с докладом о сетевой аналитике для выявления трендов и управления командами. Как научные исследования дают новые методы анализа поведения команд и выявления скрытых паттернов, что для бизнеса ценно при принятии решений и управлении талантами, размышляет в колонке к Всемирному дню науки – 10 ноября – Анна Карташева.
Анна Карташева
Научный сотрудник Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ, директор и главный редактор издательства «Деловая книга», автор Телеграм-канала о книгах
Сегодня наука и предпринимательство – не конкуренты, а союзники, которым вместе предстоит решать сложные задачи инновационного развития. Science Day в корпоративном университете Сбера – важный шаг к интеграции наработок университетских лабораторий в бизнес-процессы. Встреча ученых и представителей деловых кругов в Сберуниверситете подтвердила: успех инноваций зависит не только от новизны и актуальности идей, но и от тех, кто умеет их внедрять, адаптировать под бизнес-процессы и создавать условия для успешного роста. В современном мире наука и бизнес – звенья единой цепи создания ценности и конкурентоспособности.
При этом внедрить наработки науки в бизнес бывает нелегко. Выделим главные трудности.
– Первая: разрыв коммуникации. Ученые и бизнесмены говорят на разных «языках», оперируют разными метриками. У них разные ожидания от процесса исследований.
– Вторая трудность: масштабирование инноваций из лаборатории в реальный продукт требует времени.
Из международного и отечественного опыта можно выделить несколько ключевых практик коллаборации науки и бизнеса:
- создание совместных научно-технических парков и инжиниринговых центров,
- активное вовлечение бизнес-экспертов в исследовательские группы и в преподавание в качестве практиков от индустрии (что как раз присуще Вышке),
- использование адаптивных методологий управления проектами,
- создание в университетах бизнес-инкубаторов для учащихся, бизнес-акселераторы для студенческих стартапов (как в ВШЭ).
Добавлю, что бизнес чаще всего формирует специальные подразделения, внутри которых может рисковать, тестировать гипотезы и, как в песочнице, создавать новое, не оглядываясь на интересы заказчика или на метрики, связанные с бизнес-процессами.
Внутренние университетские стимулы играют критически важную роль в успешной коммерциализации научных разработок. Среди таких стимулов:
- мотивация исследователей к получению прикладных результатов,
- создание культуры инноваций и предпринимательства,
- поддержание и развитие системы грантов, наград и признания.
Ученые, получающие поощрение, карьерное продвижение или дополнительное финансирование за коммерческие успехи своих разработок, активнее работают над продуктами, готовыми к выходу на рынок. Это помогает сместить акцент исследований с чисто теоретических на практико-ориентированные задачи.
Поддержка стартапов, бизнес-инкубаторов и трансфера технологий формирует среду, стимулирующую обмен знаниями. Такие инициативы снижают бюрократические барьеры. А внутриуниверситетские конкурсы на лучшие научно-коммерческие проекты, гранты и премии усиливают заинтересованность исследователей в создании рыночных продуктов. Однако при отсутствии четких стимулов ученые будут по-прежнему фокусироваться на публикационной активности (которая крайне важна для видимости в научном мире) и теоретических исследованиях без ориентации на практические решения. Таким образом, грамотно выстроенные университетские механизмы стимулирования укрепляют связь науки с бизнесом.
Стоит добавить, что внешние венчурные фонды и внедрение государственных программ поддержки инноваций дополнительно усиливают экосистему взаимодействия науки и бизнеса.
Несмотря на огромные инвестиции государства и крупных компаний в патенты и лицензирование, доходы от продажи лицензий – часто существенно ниже затрат на разработку и патентование изобретений. Тем не менее, в коммерциализации научных результатов целью является не только рентабельность, но и польза для общества. Важно помочь новым технологиям пробиться в жесткой рыночной конкуренции и стать доступными для людей.
Значит, для университетов первостепенно создать экосистему для инноваций и их внедрения, а не просто заработать на лицензиях.
Другой значимый момент: патентование требует раскрытия сути изобретения, что создает риски копирования идеи конкурентами (причем без нарушения патентного права). Поэтому некоторые разработчики предпочитают сложные схемы продажи или долгосрочного лицензирования, например, по модели долевого участия в доходах покупателя. Такой подход напрямую заинтересовывает изобретателя в успехе бизнеса.
В заключение – важный штрих к картине. В 2025 году на научные исследования и разработки в России выделено 665 млрд рублей, из которых значительная часть – федеральные гранты и субсидии. При этом особое внимание уделяется развитию университетских экосистем. Таких, например, как в Высшей школе экономики, где активно функционируют центры трансфера технологий.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!