Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Характер как капитал: почему экономика все чаще говорит о личности

Современная экономика обращает внимание не только на уровень образования и профессиональные навыки, но и на личностные качества человека. Исследования показывают, что именно некогнитивные характеристики – настойчивость, самоконтроль, ответственность, умение взаимодействовать с людьми – определяют успех в обучении, карьере и даже состояние здоровья. Их развитие с раннего возраста может стать ключом к снижению социального неравенства и повышению эффективности инвестиций в человеческий капитал. Что такое некогнитивные навыки, как их можно измерить и как они влияют на основные сферы нашей жизни рассказала кандидат экономических наук, старший научный сотрудник факультета экономических наук и Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Ксения Рожкова на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ».

Как некогнитивные навыки меняют экономику

Традиционно экономисты в своих исследованиях делали акцент на когнитивных аспектах человеческого капитала: прежде всего на уровне образования, квалификации и интеллектуальных способностях. Считалось, что именно они определяют производительность труда, заработок и жизненные шансы человека.

Постепенно фокус эмпирических исследований стал смещаться: исследователи начали включать в экономический анализ некогнитивные факторы (в психологии – черты личности) – устойчивый во времени способ мыслить, чувствовать и вести себя, который отражает склонность реагировать на определенные обстоятельства определенным образом. К ним относят все те качества, которые не могут быть измерены количественными методами и тестами IQ. Черты личности связаны с мягкими навыками, но не тождественны им, а также они частично могут наследоваться и частично формируются под влиянием социальной среды.

В 1962 году в США под руководством психолога Дэвида Вейкхарта была запущена экспериментальная образовательная программа Perry Preschool Project, в которой участвовали 130 детей в возрасте 3-4 лет из неблагополучных семей. С детьми на регулярной основе проводили образовательные программы, которые затрагивали развитие социальных и поведенческих установок, например, быть усидчивыми или взаимодействовать друг с другом. 

В начале 2000-х американский экономист, Нобелевский лауреат Джеймс Хекман вместе с соавторами Джеймс Хекман изучил, какой эффект оказала программа раннего развития: участники этого проекта чаще получали высшее образование, имели работу и реже были вовлечены в криминальную деятельность. 

«Раз мы можем корректировать психологические установки в раннем возрасте, это открывает огромные возможности в социальной политике для выравнивания неравенства», – отмечает Ксения Рожкова.

Некогнитивные характеристики являются стабильными и позволяют установить причинно-следственные связи с экономической обоснованностью инвестиций в раннее образование, говорит эксперт: «Если нет стабильности, мы не можем обосновать смысл инвестиций в раннее образование, потому что в таком случае даже при значительных инвестициях в детстве нет гарантии, что их эффект сохранится в будущем».

Ксения рассказала о результатах иностранных исследований о связи между некогнитивными характеристиками и социально-экономическими результатами некогнитивных характеристик, которые проводят в том числе российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ НИУ ВШЭ) – панельное исследование домохозяйств с 1994 г. данные о социальном, экономическом положении домохозяйств, людей которые в них входят и их здоровье, является одним из источников данных для всех социальных исследований в России.

Какие черты характера помогают учиться лучше

Эксперт отметила, что некогнитивные характеристики личности тесно связаны с образовательными результатами. Так, добросовестность, открытость и внутренний локус контроля повышают вероятность поступления в университет, а эмоциональная стабильность и добросовестность влияют на выбор технических направлений. Невротизм, наоборот, чаще ассоциируется с гуманитарными специальностями, где больше вариаций карьерного трека. Люди с развитой открытостью склонны выбирать STEM-направления (Science, Technology, Engineering, Mathematics – модель образования, объединяющая естественные науки (биология, химия, физика) и инженерные предметы в единую систему – Ред.).

Существуют несколько каналов, через которые личностные характеристики влияют на образование. Семейная среда и финансовые факторы считаются основными: поддержка открытости и добросовестности в семье, а также улучшение материального положения повышают шансы детей на высшее образование. 

Другой канал связан с индивидуальной продуктивностью: добросовестные люди эффективнее выполняют задачи, в то время как невротики могут быть менее продуктивными. Последний канал – это самоотбор, при котором человек выбирает профессию и направление обучения в соответствии со своим психологическим профилем. Это совпадение позволяет человеку быть более производительным в работе и приводит к лучшим карьерным достижениям.

Некогнитивные характеристики также отражаются на уровне успеваемости: добросовестность положительно коррелирует с высокими оценками и попаданием в отличники, согласность и невротизм имеют отрицательные, но слабые эффекты, а экстраверсия (черта личности, характеризующая социальную активность, энергичность и стремление к взаимодействию с окружающими) проявляется по-разному в зависимости от контекста. Также более высокий уровень добросовестности и невротизм способствуют окончанию наиболее престижных и селективных университетов, отмечает эксперт.

Экономисты, анализирующие влияние личности на экономическое поведение, нередко обращаются к психологическим методикам. Наиболее известная из них — модель «Большой пятерки» (Big Five), основанная на лингвистическом подходе. Она выделяет пять ключевых черт: открытость (любознательность, стремление к новому), добросовестность (ответственность, настойчивость), экстраверсию (общительность), согласие (доброжелательность, готовность к сотрудничеству) и невротизм (эмоциональная нестабильность).

Другой инструмент — локус контроля, показывающий, кто, по мнению человека, ответственен за события в его жизни. Внешний локус контроля означает, что человек считает, что события зависят от обстоятельств или других людей. Внутренний — отражает способность человека брать ответственность за свои действия и решения на себя.

Третий — склонность к риску, которую измеряет по шкале от 1 до 10 и отражает готовность человека идти на риск в определенных ситуациях.

Почему добросовестность повышает зарплату

После получения образования человек выходит на рынок труда, где получение должности и уровень заработной платы во многом зависят не только от знаний, но и от некогнитивных характеристик. Исследование показывает, что добросовестность и открытость положительно связаны с уровнем зарплаты, тогда как невротизм – с низким доходом. 

Эмоционально стабильные сотрудники чаще занимают руководящие позиции и получают более высокую оплату, что также связано с механизмом самоотбора, тогда как невротики склонны избегать руководящих ролей и интенсивного взаимодействия с людьми. Интересно, что по результатам исследования японских ученых Синь Юнь Ли и Фумио Отаке 2018 г., согласие и дружелюбие вносят положительный вклад в размер зарплаты только в Японии, что указывает на связь между некогнитивными навыками и культурой и взаимодействием в обществе.

Гендерный разрыв в доходах сохраняется во всех странах и проявляется уже на этапе поступления в университет и первого года после окончания вуза, составляя 15%. Несмотря на то, что женщины, например в России, в среднем обладают более высоким уровнем человеческого капитала (уровень образования и профессиональные компетенции), перерывы в карьере и самоотбор в отрасли с заботой о людях приводят к тому, что их доходы остаются ниже. При этом мужчины чаще занимают руководящие должности, что обеспечивает им более высокую зарплату. 

Спокойные живут дольше: как эмоции влияют на тело

Здоровье является важной частью человеческого капитала. Личностные особенности могут влиять на здоровье и продолжительность жизни, однако эта тема изучена меньше, потому что связь сложная и многогранная.

Эксперт отмечает, что добросовестность положительно сказывается на продолжительности жизни и восстановлении после стрессов, а экстраверсия и невротизм повышают риск нездорового поведения, например, злоупотребления алкоголем. Самооценка здоровья выше у людей с добросовестностью и внутренним локусом контроля, но ниже у тех, кто имеет высокий уровень невротизма. Активный образ жизни и спорт чаще встречается у открытых и экстравертных людей, при этом добросовестные меньше употребляют алкоголь, а женщины-невротики и экстраверты чаще курят.

Объективные показатели здоровья подтверждают эти тенденции. Для мужчин и женщин высокий уровень добросовестности сокращает риск преждевременной смерти. Мужчины с выраженным невротизмом живут меньше, а открытые и любознательные женщины – в среднем дольше, подчеркнула Ксения.

Подводя итоги исследования, эксперт отметила, что самое важное – то, что компетенции для академических и экономических результатов формируются задолго до того, как человек поступит в вуз, поэтому нужно раньше начинать развитие этих характеристик.

Запись вебинара доступна по ссылке.

Автор: Алла Мартыненко, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

IQ в MAX. Только нужное>>