Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение создано при помощи модели Шедеврум
Источник: изображение создано при помощи модели Шедеврум

Искусственный интеллект, роботизация и большие данные в российских компаниях  

Российские компании, несмотря на санкции, активно применяют новые технологии в своей работе. Самые популярные – искусственный интеллект и анализ больших данных. Помимо этого, в крупных промышленных компаниях большое внимание уделяется роботизации. На основе мониторингов, проводимых ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, рассказываем о последних трендах в использовании современных технологий российским бизнесом. 

Цифровизация в российских компаниях начинается с применения ИИ и больших данных 

Большинство организаций, которые пока не используют цифровые решения, планируют начинать цифровизацию с искусственного интеллекта и больших данных, говорится в исследовании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Причина заключается в универсальности подобных технологий и всеобщем интересе к новым продуктам в этих областях (например, генеративному ИИ, большим языковым моделям и основанным на них чат-ботам). 

Российский бизнес пока еще тестирует ИИ 

Более половины (65%) от обследованных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ организаций — пользователей искусственного интеллекта используют ИИ в тестовом (экспериментальном) режиме. Примерно ¾ компаний, вошедших в выборку, применяют ИИ совместно с другими технологиями. В половине случаев речь идет о различных видах промышленного ПО. Более четверти (27%) организаций применяют ИИ наряду с технологиями Интернета вещей, 38% — в связке с коммуникационными сервисами, которые обеспечивают взаимодействие с клиентами, а также решение маркетинговых задач.

Организации отдают предпочтение российским продуктам 

В использовании искусственного интеллекта компании отдают предпочтение преимущественно российским продуктам. Эксперты отмечают, что активнее всего используются отечественные решения на основе технологий распознавания и синтеза речи, а также биометрии, компьютерного зрения и кибербезопасности. Зарубежные решения при этом в ряде случаев могут применяться вместе с российскими. «Россия относится к немногочисленной группе стран, имеющих собственные фундаментальные заделы в области ИИ, в том числе, мегамоделей. Наиболее популярные из них — GigaChat, Kandinsky (Сбербанк), YaLM (Яндекс). Появляются и другие оригинальные разработки компаний и университетов», — комментирует директор Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Константин Вишневский.

Бизнес рассматривает ИИ как инструмент для вывода новых продуктов на рынок 

Более половины опрошенных организаций заявляют, что главные инновационные эффекты приложений на основе ИИ связаны с улучшением существующих продуктов. Примерно треть с опорой на эти решения создают новшества, значимые для самой компании, а каждая пятая рассматривает искусственный интеллект как инструмент для вывода новых продуктов на внутренний рынок. Каждая 20-я производит радикально новые, ориентированные на глобальный рынок продукты и услуги. 

Компании предпочитают самостоятельно внедрять инновации на основе ИИ 

Большинство обследованных организаций ведут исследования и разработки своими силами и чаще всего самостоятельно реализуют связанные с ИИ инновации. Подобная тактика, как отмечают исследователи, обусловлена прежде всего стремлением обеспечить сохранность и конфиденциальность данных. С внешними организациями компании, занимающиеся инновациями на основе ИИ, чаще всего взаимодействуют при совместной разработке ПО. 

Компании из телекома, ИТ и финансового сектора активнее других используют большие данные  

Более половины компаний из таких сфер, как телеком, ИТ и финансы используют в своей работе технологии больших данных. Согласно «Мониторингу цифровой трансформации бизнеса» от ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в целом лидерами по применению больших данных являются крупные сервисные компании. Однако малый и средний бизнес отстает незначительно, отмечают исследователи. Если среди крупных компаний используют или планируют использовать большие данные 37.9% от числа обследуемых организаций, то в сфере средних и малых – данный показатель составляет 33.2% и 28.3% соответственно.    

Спрос на большие данные среди российских компаний опережает предложение 

Большие данные уже стали ликвидным активом для 19.3% российских компаний, которые работают с ними. Высокая готовность делиться данными наблюдается у организаций транспорта, телекома и ИТ. 

Однако спрос явно опережает предложение. 23.4% компаний, использующих или планирующих использовать технологию, готовы приобретать датасеты, а 38.6% хотели бы получить доступ к данным государственных структур. В ИСИЭЗ НИУ ВШЭ отмечают, что наибольшая заинтересованность в приобретении данных (в том числе государственных) – в телекоме, ИТ, финансовом секторе, торговле, сельском хозяйстве и транспорте. 

Промышленные компании идут к роботизации 

Всего в обрабатывающей промышленности, по имеющимся сегодня данным Росстата, задействовано 12,8 тыс. роботов. Лидируют регионы с развитым промышленным комплексом Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. Лидирует по  числу применяемых промышленных роботов (1,3 тыс.) Санкт-Петербург. Город также  занимает первое место по числу замещенных рабочих мест на одного промышленного робота (23,6 человека). 

Более 90 тыс. роботов должны работать на российских заводах к 2030 году 

Согласно расчетам Минпромторга, российские предприятия к концу текущего десятилетия будут использовать 94 тыс. роботов. К этому времени Россия, в соответствии с указом президента о национальных целях развития, должна войти в топ-25 стран мира по показателю плотности роботизации. 

К 2026 году в РФ планируется создать три центра развития промышленной робототехники. В их задачи будет входить предоставление услуг по разработке, инжинирингу, проектированию решений для различных отраслей экономики. 

Также читайте: