Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий компаниям получать деньги за отгруженный товар или оказанные услуги сразу, не дожидаясь оплаты от покупателей. Это особенно полезно для бизнеса с длительными отсрочками платежей. Факторинг помогает улучшить денежный поток, снизить риски неплатежей и упростить управление дебиторской задолженностью. Вместе с профессором Факультета экономических наук Виктором Газманом разобрались, чем факторинг отличается от других видов кредитования и как предпринимателю грамотно подойти к выбору факторинговой компании.
Содержание:
Факторинг — это не кредит, а продажа дебиторской задолженности специализированной компании (фактору). В отличие от банковского кредита, факторинг не требует залога, не увеличивает долговую нагрузку компании и зависит от платежеспособности покупателей, а не поставщика.
Условия договора |
Договор кредитования |
Договор факторинга |
Обеспечение (залог) |
Требуется |
Не требуется |
Срок кредитования |
Фиксированный |
Срок фактической отсрочки платежа покупателя банку |
Сумма кредитования |
Заранее обусловлена |
Не ограничена, может увеличиваться по мере роста продаж |
Условия получения средств |
Для каждого кредита требуется большое количество документов |
Достаточно заключить договор один раз, затем средства поступают по накладным и счетам-фактурам |
Возможность продления договора |
Погашение одного кредита не гарантирует получение следующего |
Может длиться бессрочно |
Дополнительные услуги |
Банк не оказывает дополнительных услуг |
Управление дебиторской задолженностью |
По словам Виктора Газмана, факторинг и кредит — это два разных финансовых инструмента, используемых для повышения ликвидности бизнеса. Кредит предполагает фиксированную сумму, определенный срок погашения и обязательное обеспечение, в то время как факторинг основан на продаже дебиторской задолженности и не требует залога. Ключевое преимущество факторинга — возможность гибкого финансирования без увеличения долговой нагрузки компании, что особенно важно для бизнеса с долгими отсрочками платежей.
Факторинг с правом регресса и без права регресса:
Внутренний и международный факторинг:
Другие виды:
Выбор вида факторинга зависит от специфики бизнеса, структуры клиентов и риска неплатежей.
Виктор Газман отмечает, что у факторинга есть ряд очевидных преимуществ для всех участников факторинговой сделки.
Виктор Газман предоставил данные Ассоциации факторинговых компаний по структуре факторингового портфеля в России в 2024 году:
Наименование |
Доля, % |
Добыча полезных ископаемых |
23,9 |
Производство машин и оборудования |
2,9 |
Химическая и нефтехимическая отрасль |
6,7 |
Торговля бытовыми товарами и электроникой |
6,6 |
Металлургическое производство и изделия из металла |
8,7 |
Транспорт и логистика |
3,1 |
Торговля непродовольственными товарами |
3,9 |
Строительство |
2,1 |
Услуги |
2,4 |
Торговля продуктами питания |
3,2 |
Факторинговая сделка заключается в следующих условиях:
Расходы на факторинг распределяются следующим образом:
Вот несколько советов для предпринимателя, которые помогут не ошибиться с выбором факторинговой компании:
По данным Виктора Газмана, на 2024 год в России было 4 крупнейших факторинговых компании:
№ |
Фактор |
Портфель факторинга, млрд руб. |
Доля на рынке, % |
1 |
Сбербанк Факторинг |
646,1 |
28,6 |
2 |
Альфа Банк |
362,9 |
16,1 |
3 |
ГПБ-факторинг |
305,2 |
13,5 |
4 |
Группа ПСБ |
175,5 |
7,8 |
Важно отметить, что российский рынок факторинга активно развивается, объем сделок растет. Законодательство регулирует факторинг, что делает его надежным инструментом. В перспективе — расширение возможностей факторинга для малого и среднего бизнеса.
Как видно из приведенной выше таблицы, крупнейшие факторы — это подразделения банковских организаций. Таким образом, банки могут участвовать в факторинговых схемах как факторы. Некоторые банки предлагают факторинг в рамках комплексного обслуживания для бизнеса. Но важно помнить, что факторинговые услуги банков могут быть выгоднее для клиентов с большим оборотом.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!