Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврумение
Изображение создано при помощи модели Шедеврумение

Адвокат между пользователями и командой: кто такой исследователь и зачем он нужен бизнесу

В условиях быстрого развития рынка для эффективного понимания клиентов и поддержки бизнес-целей важно периодически проводить профильные исследования продукта, рынка и целевой аудитории. Что нужно, чтобы правильно создать программу исследования, кто и как должен этим заниматься, рассказала преподаватель майнора и микростепени «Исследователь в EdTech» НИУ ВШЭ Ника Меркулова, старший специалист по пользовательским и маркетинговым исследованиям Skyeng.

Исследовать пользователей и продукт

Компаниям необходимо понимать, чего хотят и как ведут себя их клиенты. При этом в командах иногда неясно, кто именно должен заниматься таким изучением: специалисты выполняют эту работу по-разному, и в то же время нужно правильно анализировать и объяснять полученные данные. 

Кто именно отвечает за понимание клиентов и направление продукта — аналитик, методист или исследователь? 

На первый взгляд, кажется, роли могут пересекаться, но суть работы у каждого своя, подчеркивает Ника Меркулова.

Аналитик работает с цифрами, поскольку он строит дашборды, запускает A/B-тесты и ищет статистическую значимость. Часто анализ данных и исследование воспринимаются как одно и то же. Однако разница есть, и значительная: анализ — это всего лишь часть исследования, он не всегда сводится к количественным расчетам и обработке больших данных. 

Методист сосредоточен на создании образовательного опыта, опираясь на знания о том, как человек усваивает новую информацию. Он разрабатывает контент, курсы и программы, которые не всегда требуют проведения исследования. 

Исследователь — проводник между пользователями и командой. Он должен  перевести проблему бизнеса на язык исследования и данных,  собирать информацию о продукте или о клиентах, сформулировать гипотезу и в ходе исследования проверить ее. 

Для исследователя важно найти ответы, которые помогут бизнесу развиваться. При этом он должен хорошо владеть контекстом, выявлять тренды и изучать аудиторию в сфере, в которой работает. 

Если задача аналитика – понять, «что» происходит, методист отвечает на вопрос, «как учить», то исследователь стремится понять, почему люди действуют именно так, что стоит за их мотивацией и выбором. В этом смысле он адвокат между пользователями и командой, который учитывает потребности обеих сторон. С одной стороны, исследователи очень близки к клиентам, поскольку они вместе проводят много времени, но, с другой стороны, они работают для компании и понимают интересы бизнеса, куда компания хочет двигаться и зачем те или иные действия происходят, поясняет Ника Меркулова.

Как подготовить дизайн исследования: гид для новичков 

Дизайн исследования — «это каркас для сбора и анализа данных с целью согласованного и логичного решения задач проекта», подчеркивает эксперт. Возведение этого каркаса можно разделить на несколько этапов, начиная с брифа и постановки проблемы. 

Бриф, то есть детальный разговор с заказчиком исследования внутри компании — отправная точка для исследователя. Нужно понять, кого именно затрагивает сложность, где и при каких условиях она проявляется, какие последствия влечет для пользователей и продукта. Заказчик должен описать подробно контекст с деталями и пониманием того, когда возникла проблема, на какие метрики это влияет, чтобы понять – а нужно ли вообще тратить ресурсы компании на проведение исследования, или же можно, например, воспользоваться результатами уже проведенных ранее исследований. Даже на этом этапе исследователь приносит пользу компании, помогая сформулировать проблему и пути ее решения, а также оптимизировать ресурсы различных специалистов.  

После определения основной цели исследователь формулирует задачи, которые помогают собирать нужные данные и не распыляться на второстепенное. 

Существует разница между бизнес-задачей и исследовательской задачей. 

«Бизнес-задача глобально — это то, что мы хотим получить от нашего бизнес- проекта. Обычно это измеряется в числовой форме, например, мы хотим увеличить метрику, привлекать новых клиентов. Исследовательская задача — это список вопросов, ответы на которые помогут решить бизнес задачу», — пояснила Ника Меркулова. 

Далее наступает этап работы с гипотезами, которые соединяют эмпирический материал с теоретическими предположениями и позволяют выстраивать проверяемые модели. Этот этап является «сердцем» исследования, ведь некорректно сформулированная гипотеза приводит к искажению результатов и делает последующие выводы уязвимыми. 

Важно понимать, чем отличается формулирование гипотезы в бизнесе и в академической среде. В академическом исследовании гипотеза должна развивать существующие теории, быть достаточно широкой для того, чтобы обогатить науку, но в то же время проверяемой на конкретных данных. Важно опираться на факты, но при этом сохранять достаточную гибкость, чтобы проверять разные сценарии и не ограничиваться подтверждением собственных ожиданий. Как правило, в бизнесе исследовательская гипотеза строится по формуле «Если Х, то Y» (например, «Если в личный кабинет родителя добавить отчет об успехах ребенка, вовлеченность пользователей увеличится»). 

На основании задач и гипотезы формируется целевая аудитория для исследования. Даже выборка из 10-15 респондентов может оказаться достаточной, если эти люди отражают типичное поведение и опыт аудитории. На этой фазе самое главное – не количество, а качество выборки. 

Тем более, что чаще всего в таких исследованиях используется метод интервью, то есть структурированного разговора с целевой аудиторией. Ника Меркулова советует избегать в ходе интервью прямых вопросов и оставлять пространство для свободных ответов: нейтральность и открытость вопросов позволяют услышать не заученные ответы, а реальные кейсы. Например, вопрос: «Как вы обычно учитесь?» открывает для респондента поле для размышлений, тогда как закрытое: «Вы пользуетесь нашей платформой?» ограничивает рамки разговора. 

Из описания всех этих компонентов: проблемы, задач, гипотез, целевой аудитории и методов сбора данных – и получается программа исследования. Программа является выгодным инструментом для бизнеса по ряду причин: 

  • Во-первых, проработка программы убережет от сбора данных, которые уже есть. Поскольку состав команды часто меняется, наличие организованных по единым правилам материалов позволяет новым коллегам использовать результаты предыдущей работы без необходимости начинать всё заново. 
  • Во-вторых, она поможет спланировать и разделить работу команды.
  • В-третьих, благодаря программе исследования заказчик понимает, какой продукт он получает и насколько это соответствует его запросу. Это важно для коммуникации между заказчиком и командой, а также помогает обеим сторонам сэкономить ресурсы.

Автор: Альфиери Франческа Свева, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ