Ради успеха и благополучия современному человеку нужно «сверять часы» с происходящими социальными, экономическими, технологическими и культурными изменениями. Однако чтобы адаптироваться к ним, надо многое уметь, быть здоровым и активным, развивать когнитивные способности, приобретать новые навыки и сохранять дружеские связи. Всё это расширяет возможности человека, раскрывает его потенциал. В решении таких задач поможет уникальный полидисциплинарный стратегический проект НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который объединяет педагогов, социологов, психологов, экономистов, биологов, медиков и специалистов по цифровым технологиям. Все вместе они, по сути, создают систему навигации по повышению достижений человека на благо всего общества.
Это один из пяти стратегических проектов НИУ ВШЭ в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Его суть в том, чтобы помочь человеку раскрыть свои возможности, самореализоваться, жить насыщенной и благополучной жизнью. При этом важнейшим ресурсом выступает самостоятельность, агентность человека — его способность действовать, меняя себя и мир к лучшему.
Устойчивые структуры организации жизни — прежняя опора для человека — уходят в прошлое, а значит, самостоятельность — как умение ориентироваться, принимать решения и воплощать их — становится императивом. Человек должен научиться сам актуализировать свои таланты — с опорой на социальные, цифровые, биологические и когнитивные технологии.
Такая деятельная самостоятельность, расширение своих возможностей и функций называется укреплением человека (human enhancement). Механизмы и инструменты для этого как раз и предлагает проект НИУ ВШЭ. Каждому человеку нужно дать ключ к благополучию в разных сферах.
Основу работы заложил консорциум «Научный центр мирового уровня “Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала”», одна из задач которого — выявление социальных механизмов развития человеческих возможностей. Однако сейчас нужно охватить весь спектр характеристик человека, рассмотреть разные сферы его самореализации и поддержать его самостоятельность для достижения успеха. Для этого в проекте объединились социологи, экономисты, педагоги, психологи, биологи, инженеры и другие специалисты. Полидисциплинарное научное сообщество, включающее ряд консорциумов научных организаций и корпоративного сектора, позволяет связать созданные инструменты между собой и выработать институциональные решения для их распространения. В проекте участвуют более двухсот учёных, причём почти половина из них — молодые сотрудники.
На сегодня уже созданы свыше 30 инструментов измерения и стимулирования успешности, сделаны десятки докладов в сфере human enhancement. Опубликована серия аналитических работ — о самостоятельности и проактивноcти, укреплении человека в меняющемся мире, социальном капитале, успешности на рынке труда, дополнительном образовании, технологических трендах в области имплантируемой и носимой электроники, психологическом благополучии. Вышли свыше 50 монографий и публикаций в высокорейтинговых журналах.
Теория человеческого капитала (знаний и навыков) и концепция социального капитала (знакомств и связей) являются базовыми для проектирования укрепления человека, позволяют выделить такие векторы увеличения возможностей, как физическое и ментальное здоровье, навыки для жизни и труда, самостоятельность и социальные связи. Соответственно, стратегический проект организован вокруг шести направлений.
Первое и основополагающее из них посвящено фундаментальным исследованиям опций и границ укрепления человека с учётом изменений в окружающем мире. Остальные направления сфокусированы на разработке конкретных технологических и институциональных решений:
в медико-биологической сфере — для здоровья человека;
в психологии — для когнитивного развития и психологического благополучия;
в развитии навыков — для профессиональной и личностной самореализации;
в усилении самостоятельности — индивидуального действия в трансформациях социальной среды;
в активизации социальных связей.
Среди его основных задач:
определение групп населения, у которых в контексте быстрых изменений возникают риски для здоровья и благополучия, а также появляется особый запрос на поддержку самостоятельности;
выявление ключевых инструментов развития способностей (включая образовательные, цифровые, медицинские, социальные технологии) в ответ на новые требования со стороны общества;
разработка технологий повышения самостоятельности в сохранении здоровья и развитии когнитивных функций — в том числе, за счёт новых биомедицинских, цифровых возможностей усиления психических функций человека, нейростимуляторов, носимых электронных устройств;
создание цифровых и образовательных технологий для выявления и саморазвития талантов, индивидуализации образовательных маршрутов, формирования стабильных социальных связей, выработки установок на самостоятельность и навыков саморегуляции;
создание моделей социально-экономической оценки эффектов технологий «укрепления» человека;
программы подготовки специалистов по укреплению человека.
Направление «Укрепления здоровья» сосредоточено на опциях персонального управления физическим состоянием человека посредством мониторинга физиологических показателей его организма. Спроектирована программно-аппаратная платформа и собраны прототипы неинвазивных (без проникновения в организм) сенсоров для измерения физиологических и биохимических параметров жизнедеятельности организма человека. Эти технологии способны определять биологический возраст людей и состояние их здоровья, выдавать соответствующие рекомендации.
«Укрепление индивидуальной устойчивости и психологическое благополучие» нацелено на разработку технологий развития возможностей мозга для достижения жизненного успеха. Речь, в том числе, о нейротехнологиях оптимизации работы мозга (нейростимуляторах). В рамках направления сформирована система мер самоподдержки психологического благополучия и стрессоустойчивости, которая включает цифровую библиотеку технологий саморазвития. Также созданы методы развития критического мышления.
«Проактивное поведение и самостоятельность» — направление, позволившее создать теоретическую модель агентности, проверить её на практике в системе образования и предложить инструменты для её дальнейшего развития. При этом сделан акцент на поддержку предпринимательства, в том числе, среди молодёжи.
Направление «Укрепление человека в меняющемся мире» сосредоточено на возможностях и границах «усиления» человека в ответ на происходящие социальные, экономические, технологические и культурные изменения. В рамках направления выделены философско-этические проблемы, социально-экономические, культурные и эмоциональные аспекты технологического «усиления» человека. Речь, например, о принятии и отторжении технологий, технобедности (techno-poverty), самопомощи и терапии как проявлениях новых способов организации эмоциональной жизни.
«Навыки и трудовая траектория» посвящены разработке образовательных технологий, навыков и установок, обеспечивающих успех человека в образовании и профессии. Очень важно вовремя выявлять способности — и находить им оптимальное применение.
Это направление включает и исследовательский проект «Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности». Его участники анализируют взаимодействие учащихся с образовательной средой российских университетов. Так, установлено, что российские студенты получают высшее образование прежде всего для успешного выхода на рынок труда. Инструментальные мотивы (приобретение специальных знаний — 59%, улучшение шансов получения работы — 54%) лидируют по популярности. Интересно, что на развитие универсальных умений (от критического мышления до аналитических навыков) ориентирована лишь четверть опрошенных. В то же время, довольно часто встречается такой мотив, как личностный рост (44%). На выходе исследование поможет выработать меры повышения успешности студентов.
Направление «Укрепление социальных связей» определяет инструменты поддержки индивидуального успеха и роста общественной солидарности через низовые инициативы взаимопомощи и гражданской активности.
На глобальном уровне это, во-первых, разработанный пул технологий поддержки самостоятельного выбора, сохранения здоровья, социальной инклюзии и достижения успеха, в том числе:
модели интеллектуального поиска, активизирующие когнитивные функции человека, а также нейротехнологии повышения устойчивости к ложной информации;
онлайн-инструменты оценки качества жизни и здоровья человека;
цифровые технологии самодиагностики с помощью носимых устройств;
технологии мониторинга выздоровления и корректировки курса лечения на основе искусственного интеллекта;
цифровая платформа сервисов по развитию инструментов поддержки самостоятельности в продлении активного долголетия.
Во-вторых, разработанные информационные, консалтинговые и образовательные практики и технологии выявления талантов, в том числе:
цифровые инструменты выявления способностей человека и самооценки развития универсальных компетентностей;
цифровая платформа построения образовательных траекторий;
инструменты самостоятельного построения профиля компетенций и непрерывного овладения навыками.
Кроме того, формируется новое научно-образовательное направление «Гуманитарная информатика». Разрабатывается модель цифровой платформы профессиональных квалификаций, повышающая шансы на успешное трудоустройство. Для государственной политики готовятся рекомендации по продвижению инструментов поддержки самостоятельных действий в системе образования.
Безусловно! Если говорить о вкладе данного стратегического проекта в развитие НИУ ВШЭ, то тут три составляющих:
Сложно с этим не согласиться. Данный стратегический проект — флагманский — и по синергии усилий множества разноплановых специалистов, и по задачам, и по результатам, и по целевой аудитории. По сути, он адресован абсолютно всем, кто стремится совершенствовать себя и окружающий мир, а также быть полезным обществу.
Проект станет руководством по расширению возможностей человека в разных областях. И это отнюдь не футурология, а реальный, практико-ориентированный путеводитель по саморазвитию и самореализации.
IQ
Стратегические проекты НИУ ВШЭ реализуются в рамках программы «Приоритет 2030» и Программы развития университета.
Научный руководитель проекта — Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ.
Административный руководитель проекта — Юлия Корешникова, доцент Института образования НИУ ВШЭ.
Координатор проекта — Дарья Соломинова, аналитик Института образования НИУ ВШЭ.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!