Нефть — для лечения лошадей, деревянное масло — в лампады, сандал — на Пасху, лимоны и маслины — для угощения «прилучившихся гостей». Эти и другие товары с Востока нередко использовали монастыри допетровской и петровской эпохи. Изучение их приходно-расходных книг позволяет уточнить традиционное представление о ключевых потребителях восточной продукции в России. Среди них — не только придворные и феодальные круги, но и монастырские хозяйства, как показал в своём исследовании историк из НИУ ВШЭ Артур Мустафин. Что, как и зачем везли с Востока в Россию во второй половине XVII – начале XVIII века, IQ.HSE разобрался по его статье.
Принято считать, что в допетровскую и петровскую эпоху в России восточную продукцию покупали прежде всего приближенные государя, феодальные круги и богатые горожане. Исследование научного сотрудника Центра истории России Нового времени НИУ ВШЭ Артура Мустафина корректирует эту точку зрения. Открывшиеся факты показывают, что монастыри также входили в число основных потребителей восточных товаров, отмечает исследователь. Об этом свидетельствуют приходно-расходные книги монастырских хозяйств, изученные историком.
Прежде всего, восточные товары использовались в церковных обрядах. Например, ладан и деревянное (низкосортное оливковое) масло, применяемое для лампад. Весьма вероятно, для церковного стола закупали рис, орехи и сухофрукты. Записи об этих товарах в источниках «не содержат сведения об их предназначении», уточняет исследователь. При этом авторам приходно-расходных книг было важно подчеркнуть, что именно для церковных нужд покупали изюм, сандал и шелк. Изюм добавляли в кутью (обрядовое блюдо, каша), сандалом красили пасхальные яйца, шелк шел на церковное облачение.
Остальные восточные товары — не религиозного назначения. Речь, в основном, о пряностях: гвоздике, имбире, корице, кардамоне, мускатном орехе, перце, розмарине, сахаре, шафране. Самые дорогостоящие — кардамон и шафран. Встречались среди восточных яств и более экзотические для тех времен продукты: лимоны, а также дыни, оливки, маслины. Их, как показывают источники, зачастую приобретали для застолья с «прилучившимися гостями». Разнообразие продукции, с одной стороны, говорит о материальном благополучии монастырей, а с другой — о широкой торговле с Востоком, поясняет Артур Мустафин.
В приходно-расходных книгах упоминались и подарки для представителей власти — как правило, купленные российские товары или продукты, произведенные в монастырском хозяйстве. Почти ничего «восточного» в этих списках нет. Редкое исключение — павлин. «На покупку птицы павы в поднос губернатору Алексею Петровичу Салтыкову три рубля», — сообщает источник. Позже московский Донской монастырь научился разводить этих птиц самостоятельно.
Известно, что Пётр I интересовался торговлей нефтью. Так, в ноябре 1722 года, во время Персидского (Каспийского) похода, император поручил генералу Михаилу Матюшкину после взятия Баку «розведать» о нефти. Возможно, Петра I привлекало использование нефти для изготовления зажигательных составов. Но вероятно также, что его внимание занимал и «гражданский» спрос в стране и за рубежом. Нефть тогда применялась для разных нужд: для освещения жилищ, в лечении людей, а также для живописных работ в качестве растворителя красок. Последнее говорит, по сути, об использовании нефти в религиозных целях.
Нефть фигурировала в «Лечебнике» XVII века: «Петролием по-латини и по-гречески, а по-руски нефть. <...> Тот елей истекает ис камене, а находят его в расселинах гор каменных <...>. А собою он черн, и егда его поварим на огне, тогда он станет бел и чист». Нефтью пытались... лечить цингу у «ратных людей» (стрельцов, солдат).
Но если бы использование нефти для живописных работ было распространено, то в монастырских книгах она бы встречалась так же часто, как и используемые в иконописи олифа, левкас, скипидар и пр. Вероятно, нефть зачастую покупали для лечения лошадей.
Итак, спрос на восточную продукцию во многом определялся религиозной традицией. А географическое положение страны позволяет полагать, что в Россию эти товары поступали напрямую с Востока, а возможно, она ещё и реэкспортировала их в Европу. Но это, скорее, характерно для средневековой России, в раннее Новое время всё изменилось.
По данным ряда исследований, часть восточных товаров в Россию привозили западноевропейские купцы. В основном, речь о специях. По сути, эта продукция совершала большой «окружной» вояж — вместо более прямого пути.
«Пряности русские покупали от иностранцев, которые привозили их из Индии окружным морским путём, а между тем, как справедливо говорит [Юрий] Крижанич, русские сами могли бы через калмыков получать все индийские товары (пряности и драгоценные камни) и даже перепродавать их иностранцам», — отмечается в одном из трудов.
Однако многие исследования говорят лишь о самих фактах реэкспорта с Запада восточных товаров, но не позволяют оценить его масштабы и судить о преобладании европейского привоза по отдельным позициям. Эти пробелы во многом заполняет исследование Артура Мустафина, которое опирается на анализ динамики и географии цен.
Часто «приключения» товаров изучают по таможенным книгам — документам, составлявшимся на таможнях и содержащим сведения о приходах и расходах, уплате пошлин на торговлю, сборах на провоз товаров и результатах их досмотров. Однако таможенные книги фиксировали не все торговые сделки, а потому не в полной мере «предъявляют» ассортимент товаров на российском рынке. Это связано с распространением контрабанды. Кроме того, учёные сомневаются в надёжности сведений из таможенных книг, в том числе, данных о ценах на товары.
Но есть, как мы указывали выше, и альтернативный источник — упомянутые монастырские приходно-расходные книги. Там товары измеряли не в пудах, а, скорее, в фунтах. Как бы то ни было, эти книги позволяют полнее описать изменение ассортимента продукции, её использование и происхождение, а также динамику и географию цен, так как в приходно-расходных книгах есть первичные данные о них. Также там можно обнаружить количество купленного товара и потраченную сумму денег. С помощью расчётов можно проверить, не допущено ли ошибок при описании сделки.
Для оценок европейского ввоза, в частности, можно сравнить динамику цен на конкретные восточные товары в Европе и в России. Если синхронности в движении цен нет, значит, доля реэкспортируемой европейцами продукции в России была небольшой. Если же обнаружится корреляция, эта доля может быть существенной.
Также можно сопоставить динамику российских цен на конкретный восточный товар: с ценами на ввозимую западную продукцию, а также с ценами на другую восточную продукцию — бесспорного происхождения. Это «персидские» товары: нефть, рис, шелк, производившиеся в прикаспийских провинциях Ирана — недалеко от российских территорий.
Если в первом случае будет синхронность в движении цен, а во втором — нет, это означает, что товар доставляли европейские купцы. Провести такой анализ стоит на примере самого популярного восточного товара — чёрного перца.
Чёрный перец был весьма ходовым товаром. Иностранцы отмечали, что россияне чрезмерно перчили еду и напитки. Так, в «Путешествии в Московию...» в середине XVI века итальянский аристократ Рафаэль Барберини писал, что в России употребляют «ужасно много» перца. В Голландии в конце XVII века считалось, что для России один из лучших товаров — пряности.
Популярность перца связана не только с вкусовыми пристрастиями россиян. Его использовали довольно разнообразно. Так, его в качестве консерванта добавляли в икру, которая была одной из ключевых статей экспорта. Перцем также лечились. Один лечебник XVII века советовал «перец есть сухо и тепло», отмечая, что он «все мокрости высушивает ис человека».
Обилие перца на российском рынке — в основном, заслуга европейских негоциантов. Это следует из того, что заметна синхронность российских и европейских цен на перец. Так, в Москве и Вологде в 1650-х и в середине 1660-х годов были максимальные цены. Затем они упали. К 1680-м — находились на минимуме. В то десятилетие начался рост цен. Он замедлился в первой половине 1690-х. С середины того же десятилетия в течение примерно 20 лет цены почти не менялись. В Западных Нидерландах, с которыми Россия имела тесные экономические связи, динамика цен на перец была похожей (но в Москве товар стоил дороже). Корреляция есть и между ценами в Москве и немецком Аугсбурге.
Кроме того, цены на перец имели мало общего с движением цен на персидские товары (шелк, рис, нефть). Московские цены на персидскую продукцию в изучаемый период были не очень подвержены колебаниям. Зато цены на перец заметно соотносились с динамикой цен на товары, ввозимые с Запада. Это показывают графики цен на шелковые ткани, краски, бумагу, зеркала, построенные в исследовании Ричарда Хейли: европейские товары, как и перец, явно подорожали в 1660-е и 1690-е годы, и их уровень, как и у чёрного перца, сохранял стабильность в первые два десятилетия XVIII века.
Вдобавок на русском Севере цены на перец обычно были пониже, чем в Центральной России (окном в Европу тогда служил Архангельск, отчасти Вологда). Так, в 1684 году в Архангельске за фунт перца отдавали 7 копеек, в Москве — 7,5 копеек, а в Рязани — 10 копеек. В 1685 году в Вологде фунт перца стоил 9 копеек, в Москве — 10–12 копеек, а в Звенигороде — 13 копеек. Эти различия отражают влияние издержек провоза товара на цену. По мере удаления от Архангельска растет стоимость продукции. Ну и наконец, данных о покупке перца в Поволжье не обнаружено. Это тоже можно считать аргументом в пользу европейского привоза этого товара.
Европейские купцы доставляли и ладан. Динамика цен на этот восточный товар во многом повторяет движение цен на продукцию, импортируемую с Запада. Лимоны тоже, видимо, привозили европейские негоцианты. А вот изюм — восточные.
Есть свидетельства, что в Архангельске монастыри закупали у голландских купцов солёные лимоны по полкопейки за штуку. В Москве же этот фрукт шёл по 1,5–6 копеек за штуку.
Почему же доля восточных товаров поступала в Россию «окружным путем», через европейские страны? Ключевых причин две. Во-первых, волжско-камский путь восточные коммерсанты считали опасным, ожидали нападений. А, во-вторых, российское правительство запрещало восточным купцам напрямую торговать с приезжавшими в Россию европейскими коллегами. В итоге армянское купечество считало выгодным отправляться с восточной продукцией из Ирана в Европу через Османскую империю.
Хотя восточная продукция пользовалась спросом — у тех же монастырей, важных экономических игроков, «масштабы прямой торговли со странами Востока, вероятно, следует оценить как скромные», пишет Артур Мустафин. А по отдельным товарам — перцу, лимонам, ладану — даже можно говорить о «преобладании европейского привоза на российском рынке». Европейские негоцианты закупали у восточных коллег эту продукцию и реэкспортировали в Россию.
Выгодное посредническое положение России Нового времени для транзитной торговли между Востоком и Западной Европой — «это, скорее, представления многих поколений россиян и европейцев», чем историческая реальность, утверждает исследователь. Большого товаропотока с Востока в те времена не наблюдалось.
Если считать, что многие восточные товары поступали в Россию из Европы, то возникает ещё один важный вопрос: как на этот российский рынок повлияла «революция цен», свершившаяся в Европе и Османской империи в раннее Новое время (XVI–XVII века). Тогда из-за интенсивного ввоза из Нового Света драгоценных металлов и увеличения их добычи в самой Европе, а также роста населения и урбанизации в европейских странах, подскочили цены почти на все товары.
По логике вещей, подъём российских цен в ту эпоху прежде всего должен был затронуть продукцию, ввозимую из Европы. Поэтому важно проследить изменение цен на импортируемые в Россию товары. Но, рассматривая вопрос о российской «революции цен», историки ограничились, в основном, анализом цен на хлеб. Одни учёные полагали, что она произошла в XVI веке, другие датировали её XVIII-м. Третьи говорили о двух революциях сразу — в 1550–1620-е годы и в XVIII веке. Современные историки обращают внимание на скачки хлебных цен в 1660-е и 1670-е годы. Действительно ли в середине XVII века в России произошла «революция цен»?
Обратимся вновь к ценам на перец. «Говорить о существенном влиянии европейских цен на российский рынок пряностей XVI – начала XVII века не приходится: в это время только начал формироваться торговый поток через Архангельск, — говорит исследователь. — А вот в середине XVII века мы наблюдаем резкий скачок цен как на перец, так и на другие товары (к примеру, на зерновые культуры)».
Конечно, есть соблазн назвать его «революцией цен». Однако заметим, что цены на перец в середине столетия сложно назвать «революционными» (в Вологде в 1610–х они находились на том же уровне). Кроме того, они оставались на пике недолго и в целом выглядят устойчивее цен на овес.
Товар |
1610- 1619 |
1650-1659 |
1660- 1669 |
1670- 1679 |
1680- 1689 |
1690- 1699 |
1700- 1709 |
1710- 1719 |
Перец (фунт) |
10* |
6,1 |
10,1 |
5,5 |
4,9 |
5,3 |
4,1 |
4,5 |
Овес (четверть) |
- |
18,5 |
35,3 |
28,9 |
15,6 |
13,1 |
6,2 |
7,3 |
Примечание 1: *Цены в Вологде. Она отнесена к Центрально-Нечерноземному району.
Примечание 2: Четверть измеряет объём товара.
Источник: статья А.Р. Мустафина.
Но важнее всего учесть причины роста цен. Во многом российская динамика цен на перец определялась европейской. Взлёт реальных цен на «российский» перец в середине столетия объясняется влиянием на европейский рынок англо-голландских войн (1652–1654, 1665–1667, 1672–1674) за морскую и экономическую гегемонию. Потом цены упали из-за того, что со второй половины XVII века перец в Европе вышел из моды, что отразилось и на российском рынке.
Рост цен на хлеб в середине столетия во многом связан с последствиями русско-польской войны (1654–1667) и социальными конфликтами, охватившими различные регионы (восстания донских казаков Василия Уса, Степана Разина, выступления старообрядцев, башкирские восстания). Иными словами, пик цен на исследуемые товары в середине XVII века обусловлен не общими, а специфическими причинами. Так что говорить о «революции цен» в России не приходится.
Любопытно, как выглядел товарооборот России со странами Востока в более позднее время. Как, например, изменилась торговля нефтью, шелком и шафраном, когда производящие их регионы Ирана по итогам Каспийского похода Петра I были присоединены к России (но ненадолго)? Однако эта задача для дальнейших исследований. В том числе — по истории цен в России.
IQ
Литература по теме:
Мустафин А.Р. Хлебный рынок с начала царствования Алексея Михайловича до конца правления Екатерины Великой: была ли «революция цен»?
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!