Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Картотека: инклюзивный театр

Картотека: инклюзивный театр

Театр, в котором играют актёры-любители с особенностями здоровья, раскрывает их таланты, даёт новые возможности, эмоционально поддерживает и повышает веру в себя. Благодаря таким проектам люди с инвалидностью живут разнообразнее и ярче. Они иначе воспринимают свой статус и ощущают себя частью общества, а зрители начинают лучше понимать их потребности. Выводя на сцену «невидимую» группу, инклюзивный театр привлекает к ней общественное внимание и помогает решению её проблем. IQ.HSE разобрался в этом социокультурном явлении по статье социологов из НИУ ВШЭ.

Что такое инклюзивный театр?

Это театр с участием людей с инвалидностью, стимулирующий их социализацию и социальную интеграцию. Люди, которые из-за проблем со здоровьем, физических и ментальных особенностей чувствовали себя исключёнными из общества, благодаря участию в спектаклях начинают ощущать, что вносят вклад в общественную жизнь, включаются в неё.

Благодаря театру происходит инклюзия — людей с инвалидностью начинают признавать, понимать, принимать в обществе. Они находят друзей, в том числе, за пределами своего сообщества — растёт их социальный капитал, важный признак инклюзии. Репетиции, спектакли, помощь опытных актёров, отклик зрителей и СМИ — всё это повышает чувство востребованности у людей с особенностями здоровья. Они учатся принимать себя такими, какие они есть, чувствуют себя увереннее.

Сцена вносит яркость и разнообразие в жизнь людей с инвалидностью?

Точно. Согласно исследованию Елизаветы Полухиной и Варвары Дерезовской из НИУ ВШЭ, работники российских инклюзивных театров раскрывали для себя новые возможности, становились активнее. Увеличивался репертуар их повседневных действий (репетиции, танцы, походы в творческие мастерские, свидания и пр.).

Респонденты отмечали преодоление барьеров: «Никогда не думала, что смогу танцевать». А также говорили о принятии себя. Одна из информанток сначала стеснялась своей инвалидности, а благодаря спектаклям перестала: «Извините, я вот есть и коляску никуда не уберу, и я классная, и мне есть о чём поговорить, я интересная, и людям со мной тоже вроде интересно». Подобное чувство равенства возможностей — важный маркер инклюзии.

Среди других изменений самовосприятия — нормализация идентичности, ещё один маркер включённости в общество: «Работа в театре помогает вновь ощутить себя нормальным человеком, не зацикливаться на этом». Благодаря спектаклям появляется и чувство принадлежности группе, а сами зрители начинают лучше понимать проблемы людей с инвалидностью.

Добавим, что, по данным другого исследования, театральная практика помогает людям с инвалидностью изменить язык тела и манеру речи. В дальнейшем это также может содействовать переменам во внешнем облике и образе жизни.

В чём заключается взаимовлияние инклюзивного театра и зрителей?

В первую очередь респонденты подчёркивали значимость эмоционального отклика зрителей: «Приятная отдача людей в зале, энергетика публики. Приятно слышать правду, а не то, что социально ожидаемо». Обратная связь — аплодисменты и отзывы — вдохновляет артистов, эмоционально заряжает. Повышается и видимость группы в публичном поле (ещё один признак инклюзии).

Не менее важен и другой эффект, связанный с состраданием и размышлением о поднятых в спектаклях проблемах, которые содействуют изменению социальных установок зрителей. Они начинают иначе воспринимать ситуацию. «Когда люди ходят на наши спектакли, то всегда говорят, что их отношение поменялось <...>, что они личность свою <...> перенастроили благодаря нашим спектаклям», — рассказывает постановщик. Речь о признании, уважении к людям с инвалидностью.

Где и какие есть инклюзивные театры?

Они действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и Калининграде. В инклюзивном театре могут быть задействованы люди с ментальными расстройствами (спектакль «Квартира. Разговоры» проекта «Квартира», «Отдалённая близость» студии «Круг II»), незрячие ( «Король Лир» екатеринбургской театральной школы «Инклюзион»), слепоглухие ( «Прикасаемые» Фонда «Со-единение»), люди с ограниченной подвижностью ( «Юшка» и «Unреальность» театральной школы «Инклюзион» из Новосибирска) и пр.

В зависимости от состава труппы инклюзивные театры бывают:

 Профессиональными, когда на сцене играют люди с инвалидностью и профессиональные актеры.

 Партисипативными — в этом случае людьми с ограниченными возможностями здоровья руководит театральный специалист.

 Реабилитационными — задействованы лишь люди с инвалидностью ради их восстановления.

Какие театры максимально содействуют социальной интеграции людей с инвалидностью?

В этом смысле наиболее эффективен профессиональный инклюзивный театр. Участие в спектаклях профессионалов наравне с людьми с инвалидностью, регулярные репетиции, публичные выступления, внимание СМИ — всё это даёт чувство включённости на всех социальных уровнях: макро-, мезо- и микро-:

 На макроуровне происходит принятие людей с инвалидностью за счёт видимости группы в публичном пространстве. «Через какие-то такие творческие инициативы у них есть возможность из этого замкнутого мира выходить», — говорит постановщик.

 На мезоуровне включенность реализуется через эмоциональную и другую поддержку людей с инвалидностью — «отдачу от зрителей».

 На микроуровне, когда «обычные» актёры играют бок о бок и общаются с людьми с инвалидностью, выигрывают обе стороны. Артисты уже иначе относятся к своим партнерам «с особенностями». А люди с инвалидностью чувствуют себя более уверенно. «Обычная» актриса рассказывает: «Это абсолютно такие же люди, и они иногда сами себя подкалывают, от этого тоже легче становится». Так что на микроуровне обе стороны расширяют свою картину мира.

Можно ли считать инклюзивный театр формой активизма?

Вполне. Инклюзивный театр артикулирует серьёзные социальные проблемы, инициирует этические изменения, которые начинаются с тех же зрителей, а потом реализуются на уровне институтов. Так что подобные проекты могут влиять на общественную политику, например, способствовать социальной справедливости.

Но инклюзивный театр, как уже говорилось, может изменить и самовосприятие людей с инвалидностью — смягчить ощущение стигмы, связанной с увечьями, усилить чувство интегрированности в общество. Этому способствует и социальный театр в целом — более широкое явление, включающее в себя, в том числе, инклюзивный театр.

А что такое социальный театр?

Это театральная деятельность, притягивающая внимание к «трудной правде» или «страшным темам» современного общества: социальному неравенству, травматическому опыту, политическим конфликтам, сиротству, стигматизации. Это один из способов познания социальной ситуации, а на выходе — и её трансформации. Не случайно такие проекты именуют «театром изменений».

За полвека этот вид театра стал популярным во многих странах. В нём часто участвуют непрофессиональные актеры, в представления вовлечены зрители. Сюжеты пьес взяты из реальности. Форматы представлений разнообразны.

В России социальный театр появился в начале 2010-х и быстро стал одним из трендов театрального мира. В таких проектах могут участвовать, например, трудные подростки (спектакли «Упсала-Цирка»), сироты («Одиссея 2К19» или «Зеркало» Социально-художественного Театра), пенсионеры, бездомные люди и мигранты.

Инклюзивный театр как самостоятельное явление стал известен в России в 2014 году, когда «Золотую маску» (главную театральную награду в стране) получил спектакль «Отдалённая близость». А в 2016 году на эту премию был номинирован проект «Прикасаемые» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Театра Наций, в котором слепоглухие люди играли вместе с профессиональными актёрами. В спектакле были задействованы Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте и другие популярные артисты.

Как идёт опубличивание «невидимых» групп или социальных проблем?

Один из импульсов социальных изменений — публичное внимание. В последнее время интерес к проблемам инклюзии растёт, и социальный театр — не исключение. Так, на форум-фестивале социального театра «Особый взгляд» в 2020 году был отмечен рост числа новых участников, причём треть из них пришла самостоятельно, «со стороны». Фестиваль активно освещался в прессе и в социальных сетях.

Информанты в исследовании социологов НИУ ВШЭ также говорили об «опубличивании» инклюзивных театров: «Я вижу, как появляются разные проекты по всей стране. Уже проводятся инклюзивные форумы, больше людей с инвалидностью появляются на улице». Выходят телевизионные интервью с работниками инклюзивных театров. Коллективы выступают на городских открытых фестивалях. В целом включение людей с инвалидностью в публичную повестку с помощью инклюзивного театра позволяет им выбирать способ самопрезентации и степень включённости.

Как будут развиваться исследования инклюзивного театра?

Имеет смысл изучать инклюзивную культуру среди зрителей и среди тех, кто никак не задействован в подобных театральных практиках. Это позволило бы оценить ситуацию инклюзии в «большом» обществе. А в дополнение к этому — проанализировать, какие именно практики необходимы и наиболее эффективны. Инклюзивный театр в этом смысле обладает большим потенциалом.

IQ

Авторы исследования:
Елизавета Полухина, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ
Варвара Дерезовская, выпускница бакалавриата программы «Социология» НИУ ВШЭ
Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,16 мая, 2023 г.