Поколения россиян, рождённые в XXI веке, уверены в успешном трудоустройстве после окончания университета и согласны активно работать, в том числе — сверхурочно. Занятость для них, вопреки мифам, — отнюдь не только источник дохода, но и возможность саморазвития. Зумеры хотят попробовать себя в разных сферах. При этом они предпочитают труд в коллективе. В целом для молодёжи работа, безусловно, важна, однако не первостепенна в жизни. Таковы результаты исследования социолога из НИУ ВШЭ Аниты Поплавской на выборке из 14,8 тысяч студентов бакалавриата из 69 регионов России.
Исследования трудовых установок молодёжи важны для понимания, кто вот-вот выйдет или уже вышел на рынок труда, какие у них мотивы, взгляды и ожидания относительно работы, какую карьеру они бы предпочли. Серьёзный вопрос — и приоритет работы среди жизненных ценностей — какую позицию в их иерархии она занимает?
Но даже если работа не лидирует, это не значит, что она нужна только для получения дохода. Трудовая мотивация — вещь комплексная. Её составляющие — интерес, внимание к содержанию работы, желание расти в профессии. Для кого-то в занятости крайне важна надёжность. Причём речь идёт не о старших поколениях, а о самых молодых.
По всем этим аспектам взгляды разных поколений могут существенно различаться. Например, оценка значимости работы в жизни (в ряде исследований показано, что она для молодёжи утратила центральную, смыслообразующую роль), или во взглядах на карьеру. Любопытно, что в некоторых вопросах явно расходятся даже «соседние» поколения — миллениалы и зумеры.
В классификации заведующего кафедрой экономической социологии НИУ ВШЭ, профессора Вадима Радаева, зумеры, или поколение Z — те, кто рожден начиная с 2001 года (в ряде исследований их называют айдженерами, или iGen, так как развитие рынка смартфонов iPhone шло параллельно их взрослению). Миллениалы же — поколение Y — рождены в 1982–2000 годах.
Исследование Аниты Поплавской также подтвердило, что нынешние учащихся вузов — зумеры — несколько иначе воспринимают работу, чем миллениалы. При этом её данные отличаются от результатов ранее проведённых работ.
Если в других исследованиях (нередко с несколько отличающейся периодизацией поколений) утверждается, что зумеры ценят прежде всего зарплату и склонны к экономии трудозатрат, то, как показала Анита Поплавская, почти две трети опрошенных студентов (61%) согласны при необходимости трудиться сверхурочно. Ровно столько же не готовы бросить работу, даже если денег у них будет достаточно. Иными словами, работа для зумеров — безусловно, ценность, пусть и стоящая не на первом месте (73% не готовы её приоритизировать).
Поколение Z реже подходит к ней чисто инструментально — лишь как к способу получения дохода. Зумеры менее индивидуалистически ориентированы — скорее настроены работать в коллективе. Кроме того, они более уверены в том, что смогут найти достойную работу после получения диплома. Убеждённых в будущем успешном трудоустройстве — 72%.
Ну и, наконец, молодёжь проявляет бо́льшую тягу к предпринимательству. Собственный бизнес хотели бы иметь 59% респондентов. Зато по настрою на гибкую карьеру — возможность попробовать себя в разных сферах — зумеры и миллениалы очень похожи. За эту опцию проголосовали 53% опрошенных.
Исследование основано на данных опроса «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после неё», проведенного летом 2021 года. Этот проект реализовывали 13 российских университетов, включая НИУ ВШЭ. В нём участвовали около 36 тыс. студентов (бакалавриата, специалитета, магистратуры) из более чем 350 вузов страны.
Выборка исследования Аниты Поплавской включала только бакалавров очных программ — 14,8 тыс. студентов в возрасте от 16 до 29 лет. Средний возраст респондентов — 20 лет. Свыше трети опрошенных совмещают работу и учёбу.
Гендер, возраст, характеристики семьи, направление и курс обучения, успеваемость, опыт работы служат основными предикторами («предсказателями») трудовых установок. Значимы и характеристики региона, в котором находится вуз, — уровень безработицы и среднедушевой денежный доход населения.
Так в ряде работ уже было показано, что женщины больше ориентированы на общение и пользу работы для общества, мужчинам же важнее карьерный рост, зарплата и достижения. Низкие доходы в семье ассоциируются с более инструментальным подходом к работе, а высокие — с большей вовлеченностью в содержательные аспекты труда, с интересом к работе. Однако доход часто взаимосвязан с образованием родителей, и именно культурный капитал семьи считается даже более значимым для воспитания вовлеченного подхода к будущей профессии. Высокий уровень безработицы в регионе обучения коррелирует с распространением предпринимательства.
По мере взросления студенты всё более ориентируются на внешние трудовые ценности — материальные и нематериальные выгоды от работы, а не на интерес к ней, поскольку с возрастом получают новые социальные роли — супругов, родителей и пр. При этом успеваемость в годы учёбы влияет на запросы в сфере труда — первостепенность саморазвития, материального продвижения и пр.
«Физики» (представители естественных наук, технологий, инженерии и математики) воспринимаются как востребованные специалисты с человеческим капиталом, позволяющим им быстрее выйти на рынок труда и успешно работать. «Лирикам» же приписывают необходимость дополнительного обучения. Учёные обычно отмечают у выпускников инженерных специальностей сильную внутреннюю мотивацию к труду.
Опыт работы, согласно ряду работ, может по-разному влиять на трудовые установки (тут важно и взросление, и смена приоритетов). Часть выпускников, выйдя на работу, начинают особенно ценить зарплату, а другие обращают внимание на то, насколько рабочие задачи отвечают их личностным устремлениям.
Предыдущее исследование Аниты Поплавской показало, что в целом опыт работы ассоциируется у студентов с установкой на саморазвитие, а труд в университете положительно взаимосвязан с настроем на общественную пользу, приносимую с помощью профессиональной деятельности.
Все обозначенные выше предикторы стали в исследовании независимыми переменными. А девять бинарных переменных — зависимыми, отражающими согласие или несогласие с высказываниями о работе (от уверенности в трудоустройстве до приоритетности занятости). Для выявления связи между индивидуальными характеристиками респондентов, профилем обучения, уровнем благополучия региона и типами трудовых установок у студентов использовалась модель многоуровневой бинарной логистической регрессии.
Выяснилось, что молодёжь гетерогенна по трудовым установкам. Но большинство зумеров оптимистично смотрят в будущее. Почти три четверти уверены, что найдут достойную работу после вуза. И, как уже говорилось, многие при необходимости готовы к интенсивному труду.
Первостепенна работа в жизни лишь для 21% респондентов. Остальные ставят на первое место другие ценности. 42% опрошенных не согласны с тем, что занятость — всего лишь способ заработать на жизнь.
Относительно карьеры мнения разделились. Свыше половины (53%) ориентируются на гибкую карьеру и лишь менее трети (29%) — на традиционную. Под гибкой карьерой подразумевается возможность попробовать свои силы во многих сферах.
Для юношей работа первостепенна значимо чаще. Они готовы уделять ей больше времени и сил. В то же время, для многих из них основной смысл работы — именно заработок. А вот девушки ожидаемо больше ценят возможности построения гибкой карьеры. При этом они чаще настроены на работу в коллективе и в офисе. Это подчеркивает их ориентацию на общение.
По поводу предпочтительности работы в офисе или из дома наблюдается почти паритет: 44% против 42% опрошенных. За индивидуальный характер работы — в одиночку, без коллектива — выступает лишь четверть. 63% хотели бы обсуждать задачи с коллегами.
Однако по мере взросления зумеры несколько теряют оптимизм. Чем выше курс обучения, тем реже студенты чувствуют уверенность в достойном трудоустройстве, реже мечтают о возможности попробовать себя в разных сферах и о предпринимательстве.
Высшее образование у матери снижает установки на предпринимательство. Диплом вуза у отца, вопреки изначальным предположениям, также значим. Он повышает вероятность приоритетности работы в иерархии жизненных ценностей студента и понижает инструментальный подход к ней. Это ещё один аргумент в пользу особой роли отца в развитии ребенка.
Студенты из обеспеченных семей чаще уверены в получении достойной работы. Они реже рассматривают занятость инструментально. Такие такие учащиеся меньше приоритизируют гибкую карьеру, работу из дома и труд в одиночестве. При этом они чаще стремятся к предпринимательству.
«Физики» проявляют более инструментальный подход к труду. Они чаще «лириков» соглашались с тем, что работа — прежде всего средство получения дохода. «Технари» также предпочитают трудиться из дома и не демонстрируют особого интереса к предпринимательству. «Лирики» оказались более ориентированы на общественную пользу труда, общение с другими и менее зациклены на заработке.
Работающие студенты больше уверены в достойной занятости после получения диплома (опыт работы — важное преимущество на рынке труда), чаще соглашаются с «центральностью» работы в жизни человека. Они более готовы и к гибкой карьере. Такие студенты могут работать на удалёнке и трудиться сверхурочно. У них есть интерес к предпринимательству.
Отличники больше уверены в получении достойной работы, демонстрируют менее инструментальный подход и готовы трудиться сверхурочно. Они чаще ориентируются на традиционную карьеру и работу в офисе, ценят трудовой коллектив.
В менее благополучных регионах — с низкими доходами населения и высокой безработицей — студенты чаще настроены на бизнес. Это может подтверждать его вынужденный характер в сложных социально-экономических условиях.
Там, где много безработных, растёт и вероятность готовности молодёжи трудиться сверхурочно и повышение приоритета работы в жизни. Учащиеся из этих регионов больше склонны трудиться в офисе. Для них такой формат может означать особую связь с компанией и более стабильную занятость.
Студенты в неблагополучных регионах больше ориентированы на гибкую карьеру. Видимо, они готовы отвечать на вызовы рынка труда переходом из одной профессиональной сферы в другую.
На территориях с низкими доходами населения респонденты больше уверены в получении достойной работы. Дополнительный анализ выявил, что среди студентов из таких регионов много тех, кто учится на целевых местах.
В целом молодёжь готова активно включаться в рынок труда, что согласуется с другими исследованиями об айдженерах. При этом вовлеченные в учёбу студенты — чаще это выходцы из культурных и обеспеченных семей — демонстрируют более содержательный подход к работе. Именно он считается предпочтительным с точки зрения развития постиндустриального рынка труда.
Любопытно, что совмещение учёбы с работой в большинстве случаев уменьшает чисто «денежное» восприятие будущей занятости у студентов. «Возникают вопросы: говорит ли такая комбинация об особой ценности труда в жизни молодого человека? Или так повезло с работой, что она позволила сформировать содержательный подход к труду? А как объяснить то, что для кого-то занятость всё равно остаётся лишь средством заработка на жизнь и не имеет внутреннего содержания? И от чего это зависит? Все это требует дополнительных исследований», — считает Анита Поплавская.
Работа во время учёбы может ознакомить студента с инновационными формами организации труда — с гибридным или «удаленкой», а также создать стремление «протестировать» свой потенциал в разных сферах. Однако она не снижает для него привлекательности труда в коллективе.
Автор статьи подчёркивает, что количественные исследования позволяют выявить некоторые закономерности в трудовых установках студентов, но не понять смыслы, которые юноши и девушки вкладывают в труд. Зимой 2021 года было проведено дополнительное качественное исследование — интервью со студентами и выпускниками российских вузов, участвовавших в летнем опросе того же года. О его результатах расскажет отдельная статья. В ней будет информация о том, как информанты рассуждают о месте работы в их жизни, ценности труда и карьерных стратегиях.
IQ
Анита Поплавская, младший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, преподаватель кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!