Ситуация: В университетах для учащихся есть обязательные научно-исследовательские работы (НИР) и дополнительные — по желанию. Мотивация к НИР варьируется от намерения успешно завершить обучение до стремления посвятить себя науке. Она многое говорит о том, на какой кадровый резерв могут рассчитывать вузы.
На деле: Саморазвитие и интерес — главные мотивы проведения исследований. Затем следуют получение диплома и углубление профессиональных знаний. В разных конфигурациях они преобладают у студентов, готовых к научной карьере, — «стратегов» и «увлечённых». А вот две другие группы — «ведо́мые» и «случайные» — с иной мотивацией к НИР, потеряны для академии.
Сотрудник факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми Екатерина Балезина и магистрант Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Павел Лапин изучили взаимосвязь между мотивацией студентов к научно-исследовательской работе сверх учебного плана и нацеленностью на карьеру внутри академии. Для этого они провели опрос бакалавров пермского кампуса НИУ ВШЭ, ПГНИУ и ПНИПУ (Пермского политеха). В итоге учёным удалось выделить четыре устойчивых кластера среди учащихся — в зависимости от специфики и структуры их мотивации к исследованиям, а затем показать — какие установки существуют у членов каждого из кластеров на карьеру в академии. Подобный подход в дальнейшем может использоваться для определения перспективных студентов, готовых в будущем посвятить себя науке. Исследование опубликовано в журнале «Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология».
Для качественной научно-исследовательской работы нужна высокая мотивация. С этим у студентов есть проблемы. Да и в науку готовы идти немногие. В научно-исследовательских университетах ситуация другая: они по определению призваны развивать науку, и эта установка передаётся молодежи. В НИУ создана благоприятная среда для исследований: есть современные лаборатории с отличным оборудованием и программным обеспечением, масштабные проекты, коллаборации с участием ведущих учёных, конкурсы НИРС, поддерживающие талантливую молодежь, гранты, стажировки. Это позволяет сформировать у студентов особый тип мотивации к исследованиям. Его структуру изучили Павел Лапин и Екатерина Балезина.
На основе комплексного подхода (работ психолога, профессора Российской академии образования Татьяны Разиной, дополненных идеями других авторов) исследователи разработали классификацию мотивов к проведению НИР. Всего их восемь:
Как правило, на выполнение НИР влияют сразу несколько факторов. Например, желание хорошо учиться и повысить свой статус в глазах сокурсников, стремление установить контакты с учёными и развиваться в профессии и пр.
Исследователи провели онлайн-анкетирование учащихся бакалавриата второго – четвёртого курсов в мае 2020 года. Выборка составила 287 студентов, из которых 199 имели опыт научно-исследовательской работы. Например, доклады на конференциях, участие в научных группах и подготовка статей.
Студентам предлагали оценить степень своего согласия с той или иной мотивацией к НИР по пятибалльной шкале («Я занимаюсь научно-исследовательской работой, чтобы...» — далее следовал один из восьми мотивов из списка). Затем в зависимости от результатов ответов учащихся разделили на четыре кластера.
Учёных интересовала связь мотивации к исследованиям и ориентации на научную карьеру. В частности, представителей всех кластеров спрашивали о намерениях работать в вузе после обучения. Было четыре варианта ответа: «определённо да», «скорее да», «скорее нет», «определённо нет».
Выяснилось, что студенты выполняли научную работу прежде всего по двум внутренним, наиболее осознанным и глубоким мотивам: интерес (ценностный мотив) и возможности саморазвития (личностный мотив). Индексы их проявления составили 0,37 и 0,41 соответственно.
Далее с отрывом идут успешное завершение обучения и углубление знаний для удачного трудоустройства — индексы проявления 0,25 и 0,17. Остальные мотивы оказались незначимыми и имели отрицательный индекс.
Источник: исследование П.М. Лапина и Е.А. Балезиной.
Далее респонденты были разделены на четыре кластера:
Мотив |
Случайные |
Ведомые |
Увлеченные |
Стратеги |
Личностный |
-0,75 |
0,26 |
0,61 |
0,89 |
Ценностный |
-0,9 |
0,26 |
0,63 |
0,8 |
Формально-академический |
-0,65 |
0,5 |
-0,08 |
0,73 |
Профессиональный |
-0,88 |
0,28 |
-0,09 |
0,8 |
Коммуникативный |
-0,88 |
-0,25 |
-0,34 |
0,33 |
Ситуативный |
-0,87 |
-0,31 |
-0,79 |
0,04 |
Социальный |
-0,87 |
-0,46 |
-0,74 |
-0,27 |
Вынужденный |
-0,25 |
0,38 |
-0,79 |
-0,82 |
Источник: исследование П.М. Лапина и Е.А. Балезиной.
Другой важный вывод исследования: мотивы студентов связаны с их установкой на построение карьеры в вузе. Так, ценностный, ситуативный, формально-академический, личностный, коммуникативный и профессиональный мотивы имеют положительную связь с этой установкой (корреляция соответственно 0,16, 0,19, 0,2, 0,21, 0,23 и 0,33).
Иначе говоря, студенты, у которых эти мотивы ярко выражены в структуре мотивации к выполнению НИР, так или иначе не исключают работу в академии. А вот с вынужденным мотивом всё иначе: чем он заметнее, тем меньше вероятность трудоустройства в университете.
В целом к академической карьере больше всего готовы «стратеги». Из них половина приняла бы предложение о работе в вузе, причем доля тех, кто точно бы согласился, максимальна среди всех групп — 16%. Из «увлечённых» может посвятить себя науке каждый третий (35%). Среди «ведомых» аналогичная доля — 29%. Среди «случайных исследователей» — 27%. Причём в этом кластере рекордная доля тех, кто исключил для себя трудоустройство в университете, — 46%.
Источник: исследование П.М. Лапина и Е.А. Балезиной.
Таким образом, опрошенные студенты рассуждали рационально и воспринимали НИР в качестве средства достижения цели. Это отразили и довольно высокие значения личностного, формально-академического и профессионального мотивов. Любопытно, что ценностный мотив всегда дополнялся рядом других.
Ситуативный мотив имел, как правило, отрицательные значения индекса. Так что внешние обстоятельства — та же мода на науку — не способны вынудить студентов действовать спонтанно.
Исследование поможет вузам определить, на какой кадровый резерв можно рассчитывать и кто с большей вероятностью останется работать в университете. А у научных руководителей появился дополнительный инструментарий для выявления «стратегов», наиболее перспективных для науки. Если молодого человека действительно интересуют исследования и/или преподавание, можно заранее начинать работать с ним. Например, больше информировать о специфике академической карьеры, готовить к ней.
Администрация вуза, в свою очередь, может организовывать программы, привлекающие внимание учащихся к научной сфере деятельности. Так, НИУ ВШЭ реализует проект «Учебный ассистент», который позволяет студентам и аспирантам попробовать себя в роли помощника преподавателя. «Подобного рода проекты в первую очередь инициируют высокомотивированных “студентов-стратегов”», — заключают исследователи.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!