Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Итоги eSTARS 2021: личность в онлайне

Итоги eSTARS 2021: личность в онлайне

У студентов проблема с тайм-менеджментом, у онлайн-курсов — с тем, что не все проходят их до конца. Успешность дистанционного обучения не ограничивается высокими оценками, а как её измерить, пока не ясно. Эти и другие результаты исследований из России и зарубежья озвучили на секции «Психологические аспекты онлайн-обучения» конференции eSTARS 2021, организованной НИУ ВШЭ и глобальной образовательной платформой Coursera.

Не управляющие временем

Готовы ли студенты к онлайн-обучению и из чего такая готовность складывается? Для ответов на эти вопросы в Южном федеральном университете (ЮФУ) провели анкетирование 252 учащихся первого и второго курсов Института компьютерных технологий и информационной безопасности. На eSTARS 2021 итоги работы представила заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ЮФУ Наталья Лызь.

Основными составляющими готовности оказались:

 отношение к онлайн-обучению,

 самостоятельность в нём,

 тайм-менеджмент (навыки управления временем),

 коммуникативная и техническая компетентность.

Наиболее высока техническая компетентность, то есть владение интернет-программами и образовательными сервисами: использовать их в полной мере может 81% студентов. Это ожидаемо, поскольку опрашивались будущие IT-специалисты, однако аналогичные результаты показывают и другие исследования на разных выборках.

На последнем месте — заинтересованное отношение к учёбе в онлайн. Принимая её важность, тратить по пять часов в неделю на освоение курса согласны лишь треть студентов.

Так же всего треть отмечают присущую им дисциплинированность, самостоятельность, привычку работать без указаний. И это при том, что самостоятельность в связке тайм-менеджментом — главное, что определяет готовность к онлайн-обучению.

Большинство могут организовывать свое время, но 36% настроены откладывать учебные дела на потом, а для 52% необходимо постоянное напоминание о сроках выполнения заданий.

«Вероятно именно склонность к прокрастинации и проблема распределения времени объясняют трудности завершения онлайн-курсов при понимании значимости этих задач», — говорит Наталья Лызь.

Заметная характеристика отношения к онлайн-обучению — мотивация к нему. В основном преобладают внешние мотивы: долг перед семьей, конкуренция, желание хорошо зарабатывать.

Чем больше студенты стремятся гордиться своими достижениями и хотят показать, что они успешнее однокурсников, тем онлайн-обучение для них важнее. Последствия этого могут быть двойственны: высокие формальные результаты и вместе с тем, при отсутствии профессионального интереса, — кризис профстановления на старших курсах.

Преобладание внешнего грозит обернуться низкой вовлеченностью в онлайн-образование. Повышать же готовность к нему нужно в первую очередь через развитие способности к самоуправляемому обучению, то есть наряду со знаниями формировать «навыки саморегуляции, актуализировать ответственность и внутреннюю мотивацию».

 




Мнение эксперта. Наталья Лызь



Учитывая ряд особенностей современной молодежи — инфантилизм, неумение выстраивать перспективы и направлять себя на достижение значимых целей вопреки сиюминутным импульсам — упование на  технологические решения  в образовании может стать катастрофичным для развития личности. Стремясь к цифровой персонализации образования, мы оцифруем опыт, действия, интересы,  когнитивные способности студента, чтобы предложить ему наиболее подходящую учебную траекторию. А если ещё заполним обучение играми, чат-ботами, интернет-помощниками, что по сути уже происходит, не атрофируется ли вообще способность человека управлять своей жизнью?

«Отличники» преодолевают препятствия

«Исследования показывают, что одна из проблем онлайн-курсов — то, что не все учащиеся доходят до их завершения. Особенно это актуально для начинающих студентов. Многие из них считают обучение в интернете неким демотиватором учебной деятельности в вузе», — замечает ещё один представитель ЮФУ, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Оксана Истратова.

Чтобы понять, какие психологические особенности помогают становиться «отличниками», учёные опросили младшекурсников ЮФУ, которые оценивали свою успешность в онлайн-обучении. Сюда же привлекли данные по академической успеваемости в освоении одного из интернет-курсов в НИУ ВШЭ.

Анализировались показатели студентов с высокой и низкой успешностью. Как выяснилось, для всех учеба онлайн сопровождается эмоциональным напряжением. У кого-то из-за мотивации, у кого-то из-за проблем с достижением цели, но общий его уровень был выше среднего.

Студентам, по крайней мере первых курсов, в дистанционном формате сложно. Они недостаточно опытны, испытывают трудности, хотя многие очень стараются организоваться. Демотивировать и эмоционально напрячь способна так называемая стратегия социальной ответственности, когда человек учится из чувства долга, а если цели не «поддаются», часто считает себя виноватым.

Социальная ответственность, определили исследователи, один из трёх видов поведения при встрече с преградами в онлайне. Два других — самостоятельное решение проблем и способность принимать помощь от окружающих. Во всех трёх случаях успешные в интернет-обучении могут своё поведение регулировать.

У неуспешных связи ни с одной стратегией не обнаружено. «Возможно, — предполагает Оксана Истратова, — они действуют ситуативно, всегда по-разному, или же при столкновении с препятствиями не склонны действовать вообще».

Для неуспешных не характерно то, что отличает успешных: вовлеченность в онлайн-обучение, организованность, планирование, видение цели, умение  адекватно оценивать результаты, замечать рассогласованность результата и цели — и предпринимать шаги для исправления ситуации.

Отсюда и задача для педагогов: помогать не только в «организации среды в цифровом образовании», но и в развитии внутренних регулятивных ресурсов студентов для того, чтобы те самостоятельно справлялись с барьерами своей учёбы в онлайне и управляли ею.

Кто любит живое общение

Отторжения от работы с цифровыми ресурсами и электронными учебниками у студентов нет — 74% воспринимают их использование позитивно, а предпочтения обучаться с помощью таких инструментов напрямую зависят от личностных особенностей. Это выводы исследования, проведенного в 2021 году сотрудниками социально-гуманитарной кафедры Ижевской государственной сельскохозяйственной академии (ГСХА).

«Мы выдвинули гипотезу, согласно которой внутренне дисциплинированные, с аналитическим складом ума, уверенные в себе студенты положительно относятся к работе в режиме онлайн, а тревожные, внутренне недисциплинированные и эмоционально неустойчивые — отрицательно, предпочитая аудиторные занятия», — объясняет доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Ижевской ГСХА Ольга Малахова.

Гипотеза не подтвердилась. Получилось наоборот: внутренне дисциплинированные с разных курсов и факультетов, признавая плюсы «удалёнки», ждут очных встреч с преподавателями, а тревожные и недисциплинированные настроены на работу с цифровыми продуктами.

Студенты любят живое общение, дистант был для них стрессом, хотя осваиваются в нём быстро. Выборка составила 270 учащихся I–IV курсов направлений экономической и агропромышленной подготовки Ижевской ГСХА. Учиться онлайн и применять такие инструменты не нравится лишь 26%, то есть каждому четвёртому из них.

Причина негативных эмоций чаще всего в технических сбоях. Этот фактор, особенно для региональных вузов, серьезно сдерживает внедрение цифровых технологий и доставляет дискомфорт как преподавателям, которым «приходится прикладывать усилия, чтобы снова мобилизовать группу», так и их подопечным, у которых после таких форс-мажоров меньше желания читать электронный учебник или заходить на платформу в сети.




Мнение эксперта. Ольга Малахова



Вопрос связи психологических особенностей студентов с их предпочтениями обучаться дистанционно и использовать цифровые образовательные продукты ещё мало изучен, но очень актуален. Нам важно понимать, как корректно встраивать онлайн-курсы в учебный процесс — так, чтобы студенты, с одной стороны, были мотивированы, а с другой,  не потеряли себя в цифровом пространстве и остались людьми — чувствующими, открытыми, способными творить, а не вытворять, производить что-то уникальное, к чему и призван человек. Мы очень рады, что эта потребность самореализовываться, проявлять себя ещё сохраняется, они ждут нас, ждут интересных занятий.

Переключение на преподавателей

«По нашим результатам, итоговый балл за онлайн-курс у большинства респондентов выше, чем за офлайн-курс. Тотально. Я считаю, это такой звоночек, если не колокол, смещающий  фокус, прежде всего, на педагогов, их квалификацию и мастерство», — заметила старший научный сотрудник Уральского федерального университета (УрФУ) Марина Клименских.

Не отрицая важности связи интернет-образования и личностных особенностей, она выступила с дискуссионным посылом: личность в онлайне — значима или нет? Пять лет назад, рассказывает Марина Клименских, возникла идея попробовать «нарисовать» психологический профиль студентов, которым будет комфортно в онлайне. Затем началось исследование, продлившееся четыре года и охватившее 2,5 тыс. участников.

Психологи, педагоги биологи, психофизиологи из УрФУ анализировали «психологические компетенции» людей, проходивших курсы на площадке «Открытое образование». В итоге появилась «матрица психологических предикторов успешности в онлайн-обучении».

Ключевыми оказались внутренняя и внешняя мотивация, интеллект, личностные качества, учебный стаж, открытость. Однако полученные математические показатели привели к выводу о том, что специальных когнитивных или эмоциональных особенностей у успешных в дистанционной учебе нет. А значит, изучая её эффективность, нужно больше фокусироваться на педагогическом контенте и условиях, в которых «реализуется педагогический процесс в онлайне».




Мнение эксперта. Марина Клименских



Вариант пересмотреть набор психологических характеристик и продолжать эту тему имеет право на существование, но в последнее время я всё больше думаю о том, что нужно оставить в покое личность студента. В конце концов, не зря столетиями педагогика и психология нарабатывали определенные технологии. Они вполне эффективны. Да, многие не очень корректно переносятся в онлайн-среду, но это скорее вопрос цифровой грамотности преподавателей и технических моментов, а не педагогической технологии как таковой, выстраданной цивилизацией.

С проектом УрФУ после его завершения случилось то, что сегодня считается редкостью и удачей: реализовать наработки учёных пригласил «реальный живой бизнес» — онлайн-университет Talentsy. Сейчас совместно с ним они выстраивают «пути» сопровождения студентов в онлайн-обучении: внедрили этап входной диагностики, «модифицировали и прописали роль куратора, который теперь что-то между ментором, тьютором и психологом», развивают клубные активности.

«В общем, максимально компенсируем отсутствие “живого” общения в учебном процессе. Технологических решений для этого много, было бы желание и готовность преподавателей не просто “вещать” в новой цифровой образовательной среде, но и создавать её, причём на партнерских условиях со студентами», — заключает Марина Клименских.

Отследить выражение лиц

Отдельная тема, прозвучавшая в том числе в докладах иностранных участников секции — вовлечённость в обучение, удовлетворённость им и связь всего этого с успешностью в образовании. Хотя что такое успешность — тоже вопрос неоднозначный. Успешность и есть вовлеченность? Тогда как её измерять?

«Если числом посещений, — размышляет Наталья Лызь, — то да, студенты, перешедшие в онлайн, говорят, что им стало легче, появилось больше свободного времени. Но когда они подключаются к учёбе на ходу или в транспорте, что мы обнаруживаем? Что они просто, не напрягаясь, что-то прослушивают и всё это проходит мимо».

Помощью здесь может стать исследование из Индии, о котором на eSTARS 2021 рассказал один из его авторов, специалист по обработке данных в консалтинговой службе Tata Нандиш Шах.

Работа о том, как оценивать внимание студентов через мониторинг их физического и эмоционального состояния во время урока. Предложенная модель изучает видео в реальном времени и, анализируя речь учащегося, его позы, выражение лица, движение век, глаз, бровей, определяет степень включенности в занятия и концентрации на них.


Мнение эксперта. Мария Чумакова,
руководитель департамента психологии
факультета социальных наук НИУ ВШЭ,
модератор секции «Психологические
аспекты онлайн-обучения» конференции
eSTARS 2021

Это очень полезный технический инструмент здесь и теперь. Например, мне как преподавателю, ведущему занятия онлайн, было бы интересно видеть такой мониторинг в целом по группе: как мои студенты реагируют, довольны или нет. Надеюсь, что такие разработки станут внедряться. Знать то, что происходит на студенческом полюсе, крайне актуально. Помимо технологических граней, онлайн-обучение — это процесс взаимодействия людей, и состояние учащихся, их ресурсы нам необходимо понимать.

Происходящее со студентами на дистанте — информация, через которую можно поддерживать их в образовательном интернет-пространстве. Обсуждение на «психологической» секции eSTARS 2021 показало исследовательские направления в этой сфере.  Логично, что следующим шагом может стать разговор о тревогах и поведении второй стороны — наставников.
IQ

Автор текста:Салтанова Светлана Васильевна,8 декабря, 2021 г.