В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Университеты в России. Как это работает» за авторством ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и проректора НИУ ВШЭ Марии Юдкевич. IQ.HSE публикует из неё главу, посвящённую финансовым стимулам преподавателей вузов в нашей стране.
Профессура — ядро университета, и её благополучие является ключевым фактором благополучия всего университета. Выбор академической карьеры определяется в первую очередь нефинансовыми факторами. В любой стране доходы в академическом секторе не превышают доходов специалистов с аналогичным уровнем образования в соответствующих дисциплинах, которые работают за его пределами. И не во всех странах доходы в академическом секторе обеспечивают уровень жизни среднего класса.
Но финансовые факторы тоже очень важны. От того, на каком уровне находится вознаграждение профессуры, в какой степени оно позволяет профессуре вести достойный образ жизни, зависит — в самом широком смысле — ее поведение. А значит, уровень вознаграждения влияет на облик и функционирование университета и в конечном счете на его конкурентоспособность на национальном и глобальном академических рынках. В этом разделе мы подробно обсудим величины и структуры основного вознаграждения преподавателей российских вузов, а также основные источники их дополнительных доходов.
Мы сфокусируем внимание на ситуации в государственных вузах. Взаимодействие элементов системы заработной платы, которые обусловлены политикой государства в отношении вузов в качестве государственных учреждений (например, размеры минимальных окладов по каждой из преподавательских должностей), и элементов внутренней кадровой политики отдельного вуза (таких как система бонусов за достижение определенных результатов или выполнение определенных видов деятельности) сказывается на формировании ядра профессуры, ее стимулах и результатах, а также на поведении и стратегии вуза.
К началу 2000-х годов заработки в академическом секторе, хотя и поднялись по сравнению с кризисными 1990-ми годами, все еще были на 25–50% ниже, чем в среднем по экономике. Постепенно этот разрыв стал сокращаться (главным образом за счет увеличения государственного финансирования высшего образования), и к концу 2000-х годов он составлял уже не более 10%.
В 2012 г. было проведено масштабное исследование академических контрактов и заработной платы профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях 30 стран, где сравнивались условия труда и заработки преподавателей этих стран. Россия по уровню оплаты университетских профессоров оказалась тогда на предпоследнем месте. Ниже ее была только Армения как по уровню оплаты начальных ассистентских и высших профессорских позиций, так и по средней зарплате. За последние несколько лет ситуация значительно улучшилась, но уровень зарплаты преподавателей российских вузов все еще не позволяет им вести образ жизни, соответствующий уровню жизни среднего класса.
В последние годы заметным фактором динамики системы высшего образования были проводимые государством оптимизационные мероприятия. Для российского рынка труда (в том числе в силу исторических причин) характерно, что руководители организаций при сокращении масштабов деятельности обычно предпочитают не увольнять сотрудников, а сильно сокращать их нагрузку. Это ограничивает уровень безработицы, но приводит к эффекту размывания заработной платы — каждому понемногу.
В 2012 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена политика постепенного повышения оплаты труда в государственных вузах, и Правительство Российской Федерации выделило значимые дополнительные ресурсы на реализацию данного решения. Согласно этому указу, рост доходов преподавателей вузов был директивно привязан к средней заработной плате в каждом конкретном регионе. Целевой показатель по заработной плате преподавателей вузов был установлен на 2018 г. на уровне 200% от средней заработной платы в регионах, в которых находятся соответствующие вузы. Заработная плата повышалась преимущественно за счет дополнительных бюджетных средств, направляемых в систему государственных вузов, в которой работает подавляющее большинство преподавателей.
Сегодня доходы вузовских преподавателей сравнялись и даже превысили доходы специалистов вне академического сектора, но не превышают заработков специалистов на управленческих должностях.
Вознаграждение преподавателей негосударственных вузов в среднем выше — оно почти вдвое превышает средние показатели по экономике. При этом дифференциация заработной платы по должностям в них тоже гораздо заметнее.
Вследствие повышения средней заработной платы преподавателей вузов в привязке к средней заработной плате в регионах формально дифференциация оплаты преподавательского труда возросла. Согласно данным Росстата, по итогам 2019 г. средняя заработная плата преподавателей государственных вузов в России составила около 90 тыс. руб. при средней заработной плате по экономике около 48 тыс. руб. (превышение — почти вдвое). Средняя заработная плата сильно разнится от региона к региону (рисунок 7.8). При этом достаточно заметна и дифференциация зарплат по группам вузов с особым статусом (график 7.9).
Категория «данные недоступны» включает регионы, где либо нет вузов, либо действует всего один вуз, информация по которому не публикуется в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных.
Это сформировало специфический характер российского рынка труда преподавателей вузов: подавляющее большинство вузов просто не располагает ресурсами для того, чтобы нанимать ученых на международном рынке труда, а значительная часть вузов — даже на открытом национальном рынке. В свою очередь, региональные вузы (заработная плата в которых привязана к местным рынкам труда) не могут удержать перспективных ученых от переезда в Москву и Санкт-Петербург, где стандартное вознаграждение в 1,5–2 раза выше. Это формирует не только замкнутый характер академического сообщества — ситуация в России сложнее. Возникает модель вытягивания наиболее успешных ученых из региональных вузов в столичные, а из столичных — в университеты других стран.
Источник: Рассчитано авторами по данным Росстата и Мониторинга эффективности вузов — 2019.
В принципе ситуация в нашей стране мало чем отличается от ситуации за рубежом (возможно, кроме гипертрофированной роли именно столичных вузов). Особенность России в том, что стратификация вузов по научному потенциалу и качеству преподавателей у нас выражена ярче, чем в других странах, и у вузов базового сегмента мало возможностей изменить свое положение из-за чисто ресурсных ограничений. Иначе говоря, от вариаций политики вуза в России зависит значительно меньше, чем в других странах с сопоставимыми системами высшего образования.
Применительно к преподавателям это закрепляет стандарт академической нормальности не на одном, а на нескольких уровнях, различающихся в зависимости от типа вуза.
Преподаватели вузов основные доходы получают именно в вузе (так называемые внутренние доходы). У 53% преподавателей это единственное место работы и единственный источник дохода. У преподавателей, имеющих и внешние доходы, они составляют около 20% совокупного дохода (график 7.10). При этом около 80% внутреннего дохода — это вознаграждение за основную преподавательскую деятельность. Остальное приходится на административную и научную деятельность внутри вуза.
Источник: Рассчитано авторами по данным Мониторинга экономики образования — 2017 (опрос преподавателей вузов; N = 1425).
Учитывая различия в спросе со стороны потенциальных обучающихся на образовательные программы по разным дисциплинам, а также различия в заработках специалистов по разным дисциплинам на неакадемическом рынке, можно было бы ожидать заметных дисциплинарных различий в заработной плате внутри вузов. Однако в государственных вузах такие различия минимальны. Меньше других получают только преподаватели естественных дисциплин и иностранных языков.
Напротив, в негосударственных вузах дисциплинарные различия более заметны (поскольку у этих вузов меньше регуляторных ограничений и, соответственно, больше возможностей варьировать оплату, ориентируясь на рыночный спрос). В негосударственных вузах зарплата преподавателей иностранных языков и естественных дисциплин заметно выше средней (по данным Мониторинга экономики образования — 2017).
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!