Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Ван-е — спасающие от эпидемий

Ван-е — спасающие от эпидемий

Остров Тайвань называют лучшим регионом в борьбе с COVID-19: на 23 миллиона населения меньше 700 заражённых и всего семь погибших. Столь малые масштабы эпидемиологической статистики объясняются эффективными мерами по профилактике заболеваемости. Но эпидемии здесь — напасть не только сегодняшняя, от них защищались с древних времен. Как это было, и что живо до сих пор, на семинаре «Души и духи в китайской культуре» в НИУ ВШЭ рассказала специалист по религии Китая Екатерина Завидовская.

Живое прошлое

На Тайване филолог-востоковед Екатерина Завидовская впервые оказалась в 1998 году, и потом не раз возвращалась. Прожила там восемь лет. Изучала современные религиозные практики. Озабоченность проблемой эпидемий, существовавшая у тайваньцев испокон веков, говорит она, напрямую связана с климатическими особенностями острова. В жарких тропиках с сезонами дождей и засухами переселенцы с материка (в XII веке остров официально вошел в состав Китая) сталкивались с новыми заболеваниями, которым нужно было как-то противостоять.

Защиту искали в религии — «народном» даосизме, где, разумеется, имелись божества, спасающие от мора. Поклонение им не осталось в прошлом, а сохранившиеся до наших дней традиции поражают размахом.

Сжигание тонн денег ради крепкого здоровья, массовые процессии, филигранная организация сакрального пространства — всё это есть сегодня и подчинено конкретному культу — Ван-е. Доклад о нём на семинаре в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ Екатерина Завидовская представила по своим исследовательским записям и личным наблюдениям за крупными храмовыми праздниками.

Привезенные с материка

Ван-е — общее название божеств, защищающих от эпидемий и заразных болезней. Это не столько имя, сколько обращение, с китайского — «князья», «почтенные господа», «почтенные цари», «тысячелетние», «совершенные правители».

Культ распространен в основном на юге Тайваня, но прибыл с материкового Китая. В первую очередь из юго-восточной провинции Фуцзянь, жители которой когда-то составили основную массу переселенцев на остров.

О том, что традиция не доморощенная, свидетельствует внешний вид Ван-е, точнее размер их фигурок. В обычном тайваньском исполнении они небольшие и такими были всегда, поскольку, вероятно, верующие привозили их с собой.

Рождение небожителей

«Корни культа уходят в древнюю практику “превентивного” поклонения демонам и злым духам с тем, чтобы избежать их вредоносного влияния», — говорит Екатерина Завидовская.

Задобрить требовалось голодных духов, то есть души людей, погибших невинно, в том числе от эпидемий. Отсюда появились духи болезней вэнь-шэнь. В мифологической иерархии у них было самое низкое положение, а силой, взявшей их под контроль, стали Ван-е.

От верховного владыки — Нефритового государя Ван-е получили право нести «дозор от имени неба» — властвовать над вэнь-шенями, очищать местность от поветрий и болезней. Люди приглашают их в храмы, божества снисходят и «инспектируют» территорию.

Само появление «князей» окружено легендами. По одной из версий, 360 благородных учёных мужей, чиновников и генералов, погибли, служа Отечеству. Считается, что произошло это в эпоху Тан, во время одной из эпидемий. Император наградил героев званием цзиньши (высшая учёная степень в Китае), а их духи стали защитниками людей от болезней.

В другой истории погибших было кратно меньше, и их смерть произошла при других обстоятельствах — во время морского шторма на пути из Китая к Тайваню. Перед гибелью с неба полился пурпурный свет — знак того, что цзиньши превратились в небожителей. Так или иначе, но по утверждению местных исследователей, именно эти легенды лежат в основе представлений о Ван-е, бытующих на Тайване.

Единство разных

На острове много храмов, в названии которых указано: дворец такого-то (имя) «тысячелетнего». Табличка с этим титулом у входа в храм означает, что здесь поклоняются Ван-е, одному или сразу нескольким.

Объект поклонения верующие могут выбирать — «дозор» несут разные Ван-е. Есть тот, что совершает «ночной обход» населённых пунктов, избавляя их от нечисти (самая яркая церемония проходит в старинном портовом городе Лугане). Или те, кого именуют у-вэнь шичже, то есть Пять посланцев эпидемий: «Пять владык, дарящих счастье» и «Тысячелетние из пяти дворцов». Существуют Ван-е трёхлетнего и пятилетнего циклов — две группы божеств, приглашаемых на землю соответственно раз в три года и пять лет.

Новый старый ритуал

Религиозные традиции менялись вслед за жизнью. Полвека пока Тайвань был колонией Японии (1895–1945), проводилась планомерная работа по улучшению санитарной обстановки. Эпидемии взяли под контроль, массовые болезни пошли на спад. Однако культы, связанные с ними, не исчезли, а распространились ещё больше.

«У Ван-е уменьшилось работы, и люди наделили их новым функционалом. В каком-то смысле — уподобили духу местности Ту-ди, начали обращаться с просьбами, касающимися не обязательно здоровья», — поясняет исследовательница.

Стремясь сократить влияние даосизма, японцы корректировали местные обычаи. В результате обновился главный ритуал, связанный с Ван-е. Упразднили его эффектную кульминацию — отправление лодки, якобы уносящей по реке болезни.

Вместо этого лодку принялись сжигать. Так в XX веке появилась и сложилась современная форма поклонения. Обряд по-прежнему в ходу, сожжение происходит с периодичностью раз в три года.

Увидеть лично

Церемонию Сжигания лодки (или корабля) Ван-е Екатерина Завидовская наблюдала в 2009 году во время двух праздников в храмах на юге Тайваня. Стояла задача не просто посмотреть на культ, а изучить его практику в том или ином ареале, организацию сакрального пространства, связи между божеством и разными группами верующих.

Объектом исследования был храм Цинань-гун уезда Пиндун. «Почтенного господина» сюда приглашают раз в три года весной — снизойти к людям и совершить очистительный обход территорий.

Сжигание лодки — часть ритуала вэнь-цзяо (вэнь — эпидемические заболевания, цзяо — термин для обозначения ритуального действа). Мероприятие яркое, но не единственное: весь праздник длится около недели, с 2000 года в него вовлечено 96 деревень уезда.

Доступ к «телу»

Предполагается, что спустившийся с неба по ночам остается в храме, а с раннего утра отправляется по деревням. Ритуальный обход представляет собой массовые шествия, а пространство храма, пока здесь гостит «князь», перекраивается.

Оно четко структурируется в зависимости от степени приближения к божеству. Появляются около 10 особых зон, часть которых доступна не всем. Вход в «закрытые» (например, туда, где ночует Ван-е) защищают охранники в традиционных для императорского Китая костюмах.

Сакральные места — дворец Ван-е и алтарь. К алтарю допускаются даосы (даосские священники), главы «пяти углов» (представители деревень, жители которых исторически раньше других начали совершать поклонения) и чиновники ямэня Ван-е (ямэнь — администрация, резиденция).

Во дворец могут попасть только представители делегаций других храмов. Они вносят сюда паланкины (крытые носилки) со своими божествами для поклонов «тысячелетнему». Здесь же выставлены статуи трёх Ван-е: приглашенного, его предшественника (бывшего на «дежурстве» три года назад) и преемника (ожидаемого через три года).

Привилегии для спонсоров

«Если мы пройдем по храму, увидим огромное количество документов — обращений, повелений, молитв. Все они заверены печатями, написаны от руки каллиграфическим почерком специально для праздника», — рассказывает Екатерина Завидовская.

Письменные источники в своих службах используют даосские священники, которых в Цинань-гун приглашают выполнять ритуалы. Приезжают последователи Школы Небесных Наставников, в их числе, как правило, мастер и его воспитанник.

Даосы — привилегированные участники мероприятия. Как и в случае с храмовым пространством, в этом вопросе строгая иерархия и подчинение правилам. Самое высокое положение у главы представителей «пяти углов». Избирается он путём гадания и… «внесения приличных взносов». Налицо финансовая стратегия организаторов — привлечь для проведения праздника как можно больше состоятельных граждан: деньги — от спонсора, а ему в ответ — особый статус.

Внушительная сумма стоит и за местом «чиновника с флагом и велительной табличкой» — главнокомандующего армией солдат-духов, призываемых на помощь Ван-е. Табличка, как и многое другое, отсылает к прошлому Китая: с такими сановники когда-то являлись к императору.

Движение равных

Постоянной хозяйкой Цинань-гуна является богиня Ма-цзу — «матушка-предок», наиболее популярное божество на Тайване. На неделю она уступает свой дом другому, но почитать её продолжают. В торжественных шествиях статуя Ма-цзу всегда следует вблизи паланкина Ван-е. При этом специфика их культов разная.

В случае с «матушкой» речь о паломничестве — признании более мелкими храмами своего низкого статуса по отношению к крупным. Ван-е же позволяет говорить на равных. «Через церемонии и процессии, — отмечает Екатерина Завидовская, — утверждается и вновь “воспроизводится” система не столько соподчинения, сколько дружеских обменов между десятками храмов в одном ареале поклонения».

Сама процессия — когда делегации храмов движутся мимо Цинань-гуна, заходят, демонстрируют почтение и идут дальше, наносят визиты друг к другу — растягивается на сотни метров, длится три дня, начинаясь в шесть часов утра.

Так Ван-е обходит 96 деревень. Каждый новый маршрут («ароматный путь») согласовывается, утверждается его план с точками старта, возвращения и практически поминутным таймингом.

Накормить духов

Обход — не просто путь по разным пунктам. Он дополняется различными сюжетами: театрализованными (Священная многоножка байцзу чжэньжэнь — движущаяся платформа с детьми в костюмах и гриме) или сугубо религиозными. Процессию встречают медиумы — люди, в которых вселяется дух определённого божества. Как правило, они работают в небольших храмах и выходят поклониться Ван-е.

Для главных районов — «пяти углов» — проводится ритуал кормления голодных духов. Чтобы духи не вредили, их нужно умилостивить. Для этого устанавливаются временные шатры с продуктами — от подношений на столах до вывешенных рядами мясных туш.

Спасительный огонь и деньги на ветер

Наконец, кульминация — очистительный ритуал вэнь-цзяо. Лодку Ван-е выводят к месту сжигания и при помощи крана ставят на гору бумажных денег, основного подношения верующих. Место огня в числе первых объезжает «чиновник с флагом и табличкой». За ним начинается массовый обход — болезни изгоняются, люди напитываются энергией для здоровья.

Спасает ли всё это от сегодняшней эпидемии — вопрос без ответа. Составляющими успеха Тайваня в сопротивлении коронавирусу называют жёсткие санитарные меры, высокие штрафы за нарушение карантина, закрытие границ, использование новых технологий для отслеживания заражений. Однако сбрасывать со счетов мировоззрение и традиции тоже не стоит. Реакция на кризисы в странах, где сильна народная религия, наверняка, иная.

На Тайване в неё вовлечены практически все, отмечает Екатерина Завидовская. Вне зависимости от возраста, уровня образования, профессиональной деятельности, места жительства, люди принадлежат к определенной конфессии и посещают храмы.

Степень вовлеченности, конечно, разная, а значит, не одинаково и отношение к ритуалам. Особенно таким затратным, как праздники в честь Ван-е. Для их организации нужны огромные суммы, которые в понимании менее «посвящённых» прихожан — напрасные траты, деньги на ветер.
IQ

Автор текста:Салтанова Светлана Васильевна,9 декабря, 2020 г.