Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
«Сверхрезультаты за прожиточный минимум могут позволить себе лишь блаженные»

«Сверхрезультаты за прожиточный минимум могут позволить себе лишь блаженные»

Объявление президентом России режима повышенной готовности для противодействия распространению COVID-19 застало вузы врасплох. Всем преподавателям и студентам пришлось быстро переориентироваться на работу в дистанционном формате. Насколько педагогический состав был готов к этому, а также о том, чего больше всего хотят работники вузов — рассказывает Дарья Щеглова, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ.



Дарья Щеглова,
научный сотрудник
Института образования НИУ ВШЭ



За неделю до введения самоизоляции мы с директором Центра университетского партнёрства ВШЭ Анной Гармоновой опросили в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» студентов и преподавателей Псковского государственного университета о сценариях развития высшего образования. Задача стояла вполне рабочая — протестировать новый инструментарий на примере ведущего университета одного из регионов России. К сожалению, наше сотрудничество пока «заморозилось» на неопределенный срок, но данные остались — и весьма занимательные!

Тогда, в марте, мы специально добавили несколько вопросов «на злобу дня»: готовы ли преподаватели работать дистанционно? Как бы хотели работать вообще? И что  поменяли бы в системе высшего образования и  статусе преподавателя? 

Выяснилось, что в тот момент четверть преподавателей не готова была вести занятия удалённо. А 11% вообще считали, что это невозможно. Однако большинство всё же поддерживало эту идею — 64%.

Из тех, кто не был готов работать дистанционно свыше 61% оказались старше 51 года, а в группе тех, кто думал что это невозможно — таких 72 %. Если посмотреть на «группу риска» (преподавателей старше 55 лет) отдельно, то она заметно отличается от остальных возрастных групп — в ней готовы были работать дистанционно только 41%, в то время как в остальных возрастных когортах это значение было в среднем 60-80%.

В итоге, «невозможное» все же случилось. Сейчас коллеги в Институте образования ВШЭ активно собирают данные о том, как проходит дистанционное обучение. Полагаю, через несколько недель мы получим ответ, смогли или нет 36% неготовых к изменениям педагогов адаптироваться к ситуации.

Однако главной задачей опроса было понять, что волнует преподавателей кроме уровня зарплаты? В открытом вопросе о том, что бы они хотели изменить и каков статус преподавателя в России, респонденты не просто «отписались», а выдали развернутые  оценки происходящего. Из ответов можно было бы составить целую жалобную книгу. Мы прочитали многое: от цитат философов про бытие и возраст — до риторических вопросов о «блаженных преподавателях».

«Выдавать сверхрезультаты, работая круглосуточно за прожиточный минимум или заработную плату молодого специалиста, могут позволить себе лишь блаженные. Может ли блаженный воспитать успешного на рынке труда специалиста?».

«Исследовательская деятельность … выглядит дорогостоящим хобби».

Нас же больше интересовало, упомянет ли кто-то из 72 преподавателей новые формы работы, например, онлайн. И кое-что мы обнаружили. Из всех ответов мы сгенерировали «облако тегов», получив следующий результат:

Чего нужно «больше» и что хочется «вернуть» — оказались главным  смысловым «водоразделом» во мнениях педагогов. Больше всего они бы желали уделять время на исследования, разработку и внедрение онлайн-курсов, дистанционных форм обучения и практико-ориентированных занятий. А вернуть хочется, «как было»: специалитет и традиции советской системы образования. Причем такие рассуждения оказались характерны как для группы преподавателей старше 55 лет, так и для 31-45 летних.

Общий итог можно сформулировать так: «Российский преподаватель из регионов больше всего хочет традиций советской высшей школы в онлайн режиме!».  Тянет на броский заголовок, но спешить с выводами не стоит. Желание «вернуть как было» —  это реакция на неопределенность и повышение рискогенности профессии. Проще говоря, преподавателям просто страшно. Они боятся «оказаться на обочине» в любимом деле, не выдержать новых требований и просто не «вытянуть» свою работу ни морально, ни физически.

Мы посмотрели на ситуацию буквально за несколько дней до перехода на дистант и планируем замерить ее «после» (июнь-сентябрь 2020), но уже на большей выборке. Расставит ли эпидемия «точки над i», усилится ли недовольство преподавателей «дистанционкой», состоится ли цифровой «откат» в образовании? Осень покажет.
IQ

 

Данные представлены в материалах международного семинара «Проблемы и возможности российской магистратуры: вызовы времени» (при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина).

Автор текста:Щеглова Дарья Владимировна,15 мая, 2020 г.