Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью впервые в России изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.
Пятидневная неделя, два выходных, 8 часов ежедневно — общепринятый стандарт занятости. Но отход от него не редкость, в режиме 24/7 давно функционируют не только экстренные службы.
Негативные эффекты нетрадиционных графиков известны — нарушение биологических и социальных ритмов человека, вред для здоровья и субъективного благополучия.
Сбои суточных режимов организма вызывают депрессию, головные боли, эмоциональное истощение, сокращается время на общение с близкими и знакомыми, страдают взаимоотношения в семьях, снижается общественная активность. Хроническая усталость и сонливость способствуют авариям и травмам на производстве.
Все это — в основном выводы зарубежных ученых. В России проблема затронута фрагментарно, на примерах отдельных групп: фрилансеров, сотрудников сферы услуг, контакт-центров. Общих заключений и количественных оценок до сих пор не было.
Первая попытка определить масштаб бедствия базируется на данных пятого раунда «Европейского социального исследования» (ЕSS, 2011 г.), в рамках которого россиян спрашивали о работе в вечернее/ночное время и в выходные дни.
Результаты получились впечатляющими. По подсчетам авторов исследования:
совсем не трудится по вечерам и ночам лишь 41% занятых, по выходным — 23%;
каждый второй работает в вечерние/ночные смены, по крайней мере, несколько раз в месяц, а каждый четвертый — несколько раз в неделю или ежедневно;
около 60% выходят на работу в субботу и воскресенье как минимум ежемесячно, а около половины — несколько раз в месяц или каждую неделю;
одновременно с обоими типами графиков (вечером/ночью и в выходные) сталкиваются 36%.
В целом в нестандартное время систематически заняты чуть более 64% работающих. В первую очередь мужчины, руководители высшего и среднего звена, квалифицированный промышленный персонал, представители отраслей сельского хозяйства, торговли и услуг.
ESS проводилось для 27 стран. Чаще всего за пределы норм выходят в Хорватии (71%), Греции (70%) и Польше (65%), реже — в Дании, Франции, Португалии (по 51%), Болгарии (50%), Нидерландах (49%), Израиле (44%).
Россия — четвертая в группе лидеров и также на первых позициях по показателю одновременно занятых ночами и в выходные — 36% (в среднем по странам – 30%).
При этом реальная распространенность явления, скорее всего, больше, комментируют исследователи: по некоторым оценкам, до трети россиян имеют дополнительную занятость, а вопросы ESS касались только основного места работы.
С точки зрения субъективного благополучия, то есть самооценки человека, нетрадиционные графики сильнее всего сказываются на восприятии баланса между работой и жизнью (семья / партнерство, домашний труд, культурное развитие, хобби, спорт, отдых, развлечения).
Отклонение от равновесия ученые измерили с помощью регрессионного анализа, сконструировав для этого индекс — среднее значение по трем переменным (ответам на три вопроса ESS):
Чем ниже показатели индекса, тем сложнее поддерживать соотношение работа–жизнь. Балластом для баланса стали все типы нестандартной занятости.
«Чтобы почувствовать ухудшение равновесия, достаточно трудиться вечером / ночью несколько раз в месяц или же хотя бы один раз в месяц в выходные дни», — заключают авторы исследования.
Таким образом, негатив от ночных смен усиливается с их частотой: чем чаще «уходить в ночь», тем меньше шансов на сбалансированность жизни. В случае с субботой/воскресеньем частота роли не играет: неважно, работать раз в месяц или раз в неделю, отрицательный эффект будет одинаков.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!