В новом выпуске рубрики «Список литературы» доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Генрих Пеникас рассказывает о книгах в помощь тем, кто хочет разобраться в причинах успехов и неудач отечественной экономики.
Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории
Егор Гайдар
В книге рассмотрены модели экономического становления стран от империи татаро-монгол до современных государств. Из-за обилия фактов, вынесенных в сноски, ее даже тяжело читать. Тем не менее монография важна тем, что в ней прослеживаются закономерности развития экономик и необходимых реформ. Автор обращает внимание на фундаментальную проблему СССР — в отличие от рыночных механизмов советская система не создавала, а даже убивала стимулы, без которых рост экономики невозможен.
Интересен самоанализ отечественного реформирования в контексте мировых взаимосвязей. К моменту написания книги автору стало ясно, что, например, банковский сектор в России был открыт для всеобщего доступа очень рано, тогда как сферу финансов в целом нужно либерализировать одной из последних. Иначе не избежать мошенничества и финансовых пирамид, которые «как грибы» появились в РФ 1990-х годах.
Книга посвящена одному из наивысших периодов расцвета России. Приводится обилие фактов, которые раньше замалчивались, но позволяют увидеть прогресс в промышленном, финансовом, сельскохозяйственном развитии страны до революции 1917 года. Подробно рассказано о важности реформ Сергея Витте и Петра Столыпина, о том, почему столыпинские аграрные нововведения были успешны, хотя общепринято утверждать обратное.
Во французском оригинале издание называлось «Богатая нация, бедная страна». На истории после Отечественной войны 1812 года показано, какими богатствами и возможностями располагает Россия и как нерационально ими пользуется.
Гибель империи. Уроки для современной России
Интересное обсуждение того, как амбиции стран, основанные на ресурсном богатстве или «ресурсном проклятии», терпят крах и ведут к снижению уровня жизни населения. В частности, Испания, вначале богатевшая от притока золота инков из Мексики, оказалась в кризисе не столько из-за истощения этого потока, сколько из-за спровоцированных им закрытий промышленных предприятий и упадка привычки трудиться. Ошибка, которую веками позже повторила Голландия, бросившая силы на разработку газового месторождения в ущерб другим отраслям.
Повседневная жизнь советской столицы
Это не академическое исследование экономики СССР, а описание контекста ее развития, который позволяет задуматься и начать изучение причин подъема и спада экономической жизни. Через сюжеты повседневности рассказано о том, что подталкивало советских граждан к пониманию ущербности плановой системы, открывало глаза на существование иной – рыночной, где все самоорганизуется к выгоде потребителей и производителей без активного вмешательства государства.
Небольшая, но интересная брошюра о том, как формировались убеждения человека, который, пройдя путь от рабочего до президента и видя на практике аврально-неэффективно работающую систему, решился и дал карт-бланш реформаторам.
Издание объединяет интервью с участниками первого правительства Егора Гайдара. Авторы-составители пытаются объяснить вклад реформаторов, действия которых с одной стороны, определялись необходимостью (снижать цены, приватизировать предприятия, запускать финансовую систему), но с другой, был выбор: делать так или иначе, или не делать ничего. Последний путь оставался неизменным на протяжении 20-30 лет до распада СССР, поэтому накопившиеся проблемы предстояло решать быстро, не всегда успевая информировать население. Это порождало негативное восприятие реформ и недопонимание ответственности правительства, решившегося на важные изменения.
Книга американского журналиста Дэвида Хоффмана, в середине 1990-х возглавлявшего московское бюро The Washington Post. Истории успеха крупнейших российских собственников, при всей неоднозначности приватизации формировавших рыночную экономику на этапе ее становления — Владимира Гусинского, Александра Смоленского, Юрия Лужкова, Анатолия Чубайса, Михаила Ходорковского, Бориса Березовского. О российской действительности пишет внешний по отношению к стране человек, но такую оценку можно назвать скорее объективной.
Российская экономика. Курс лекций в двух книгах.
Книга 1 — Истоки и панорама рыночных реформ.
Книга 2 — Настоящее и перспективы после реформ
Евгений Ясин
Ценность этих книг в том, что они рассматривают широкий исторический период с зарождения Киевской Руси до 2018 года. Наибольшее внимание уделено советской экономике и истории России до 2000 года (в книге 1) и после 2000-го (в книге 2).
По мнению автора, экономические неудачи некорректно списывать на особый путь страны и зависимость от ее прошлого (path dependence). Чтобы экономика стала передовой, требуются, во-первых, конкурентные преимущества не в ресурсной сфере, позволяющие извлекать краткосрочную монопольную прибыль на мировом уровне, а во-вторых, уважение к частной собственности и судебной системе, которое сегодня чаще встречается в малом бизнесе, чем в крупном.
Во времена британской колонизации Индии англичане, невзлюбившие кобр, предложили индусам убивать змей за вознаграждение. Но идея не сработала: в ответ, чтобы разбогатеть, предприимчивые местные жители создали фермы для разведения кобр. В итоге популяция не просто не уменьшилась, а увеличилась в четыре раза.
Основная идея автора в том, что реформы из-за неучета человеческой психологии часто имеют эффект кобры, когда государственная политика с чрезмерным регулированием приводит к результату, противоположному ожидаемому. Особенно это свойственно мерам социальной поддержки, вызывающим в результате еще большую безработицу. Многие примеры приводятся из опыта социально ориентированной Германии. Лучшими экономическими механизмами, по мнению Зиберта, остаются рыночные, не нуждающиеся во вмешательстве государства.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!