Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Тезисы: Преодоление дефицита медиков

Тезисы: Преодоление дефицита медиков

В медицине остаются серьезные проблемы с кадрами. Врачей одних специальностей дефицит, других — избыток. Участковые перегружены,  в селах по-прежнему мало медиков. Многие врачи вынуждены трудиться по совместительству. В статье Игоря Шеймана и Светланы Сажиной предложены способы решения этих вопросов. IQ.HSE рассказывает об основных из них. 

Специалистов массовой медицины, прежде всего, врачей общей практики, не хватает. Зато стоматологов, дерматологов, фармацевтов — масса. Поликлиники и стационары резко контрастируют между собой: в первых — дефицит кадров, во вторых — избыток.

Кадровые диспропорции — проблема медицины многих стран, выяснили авторы, проанализировав зарубежную и российскую литературу и изучив данные по многим российским медицинским вузам. Во Франции, согласно исследованию Европейской Комиссии, не хватает акушеров и гинекологов, в Нидерландах — психиатров и гастроэнтерологов. Но самая острая проблема — дефицит врачей первичной медицинской помощи (в поликлиниках). Он отчасти объясняется экономически. Доходы врачей общей практики много ниже доходов узких специалистов, и студенты неохотно осваивают эту специальность.

Кадровые перекосы могут быть связаны и с разбалансировкой образовательной и кадровой политики. Подготовка в медвузах слабо коррелирует со спросом общества на тех или иных специалистов. Не случайно во многих странах государство активно регулирует прием в медицинские институты, состав постдипломного образования (в России это ординатура, во многих западных странах — резидентура) и трудоустройство выпускников.    

В связи с этим необходимо введение долгосрочного планирования. Есть квотирование приема, но его недостаточно: оно опирается лишь на текущие показатели. Это планирование «должно дополняться перспективным расширением горизонта до 2030–2035 годов, для чего необходимо создать новую институциональную структуру планирования кадров», подчеркивают исследователи. Для этого в Минздраве стоит организовать подразделение по прогнозированию кадров (в целом и по отдельным специальностям), регионам тоже составлять свои планы и подключать к этому профессиональное сообщество.

За рубежом потребность в кадрах оценивается с учетом возрастной структуры населения, уровня заболеваемости, объема потребления медпомощи и пр. Особенно тщательно планируется потребность во врачах общей практики, которая растет с распространением хронических заболеваний. Население «доживает» до этих болезней, состояние пациентов нужно постоянно наблюдать и координировать лечение на разных этапах. Роль координаторов выполняют врачи общей практики. Если первичная помощь организована хорошо, это помогает спасти немало жизней, поддерживать здоровье и разгрузить стационары. 

Врачей первичного звена в поликлиниках недостаточно. Доля участковых в общей численности российских врачей — лишь 13%. Для сравнения: в Канаде и Франции их почти половина (по 48%), в странах ОЭСР в среднем — треть.

Специализация врачебных кадров — процесс, характерный для всех западных стран, и в России он выражен особенно сильно, подчеркивают эксперты.

Из-за дефицита врачей первичного звена, они вынуждены работать в условиях постоянной высокой нагрузки. По федеральному нормативу участковый терапевт должен обслуживать 1700 пациентов. Но на практике в регионах получается в полтора — два раза больше.

Самое проблемное звено — врачи общей практики. Курс на их ускоренную подготовку де-факто затянулся на десятилетия, пишут авторы.

Эта ситуация складывается еще в медвузах. Многие из них либо не имеют ординатуры направления «врачи общей практики», либо принимают на него лишь несколько студентов в год. Доля мест обучения по общей врачебной практике (ОВП) от всего числа мест последипломной подготовки в России составляет всего 3% против 18-48% в отдельных западных странах.  

Наращивать число врачей первичного звена можно по-разному. Сегодня работает принудительная мера: большинство выпускников вузов могут поступить в ординатуру только после трехлетней работы в качестве участковых врачей. Авторы предлагают альтернативы. Прежде всего — повышение доли мест в ординатуре по ОВП до 25-30% в ближайшие годы. Возможно экономическое стимулирование работы участковым, перераспределение персонала между стационарами и поликлиниками.

В селе врачей по-прежнему не хватает, хотя действует государственная программа «Земский доктор» (с выдачей «подъемных» врачам, трудоустроенным в селах). Дефицит сельских врачей характерен для многих развитых стран. Доктора не склонны работать в удаленных районах. Там ниже уровень доходов, чувствуется оторванность от ведущих медицинских центров, ниже стимулы для развития и пр.

В России сельских медиков — лишь 14,5 в расчете на 10 тысяч жителей. Городских втрое больше — 45,2 на 10 тысяч жителей. «Методика планирования кадров для сельской местности должна устанавливать сближение этих показателей, как минимум, до двукратного уровня», — считают исследователи.

Стимулы, которые используют за рубежом для привлечения врачей в села, включают:
 субсидии для укрепления врачебной практики (например, для найма помощников),
 ежегодные доплаты за стаж работы в удаленных районах,
нематериальные способы мотивации — отладку коммуникаций между отдаленными практиками и крупными медцентрами,
 групповые формы работы и развитие телемедицины.

«Минобрнауки и Минздрав России устанавливают контрольные цифры приема в ординатуру, где ведется подготовка кадров по отдельным специальностям: терапии, хирургии, педиатрии и пр. Но эти цифры отражают прежде всего возможности медицинских вузов, и лучший пример этого — планирование подготовки кадров для участковой службы», — пишут исследователи. Вывод логичен: имеет смысл усилить госрегулирование структуры постдипломной подготовки кадров.

Число мест платного обучения тоже стоит планировать (как в большинстве европейских стран). Это позволяет избежать «гипертрофированного развития» некоторых специальностей — таких, как фармацевтика, стоматология, косметология, дерматовенерология и пр. Все это прибыльные направления, и желающих изучить их слишком много. В итоге медвузы, которым тоже нужно зарабатывать, выпускают чересчур много таких специалистов.

Исследователи предлагают повышать сроки и углублять последипломную подготовку медиков, чтобы приблизиться к мировым стандартам обучения. Прежде всего это касается специалистов, которых слишком много. Число их «может быть сокращено, что даст возможность переориентировать ресурсы на углубление подготовки кадров», уточняют авторы. Но этот маневр ресурсами предполагает «тщательный анализ потребности здравоохранения в специалистах».

Аккредитация врачей должна быть усовершенствована. Сейчас она не вполне объективна, поскольку ее проводят медвузы, которые «аттестовывают» своих же выпускников. Аккредитацию стоит проводить силами профессионального сообщества, организаций, внешних по отношению к вузам. По каждой специальности стоит выделить центры передовой подготовки (это могут быть лечебные отделения ведущих больниц или институтов, кафедры медвузов и пр.). Нужно отказываться от специалистов с уровнем подготовки, недостаточным для допуска к клинической работе, заключают эксперты.

 IQ

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,21 сентября, 2018 г.