Внеурочные занятия стали важной частью жизни детей. Родители видят в этом новые возможности для ребенка, а государство – экономическое благополучие страны в будущем. Тем не менее, мировая практика дополнительного образования неоднородна. Аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Наталия Жулябина выявила различия таких систем в США, Сингапуре, Австралии, Великобритании, Швеции и Испании.
Внеучебные занятия российских школьников не слишком отличаются от того, чем занимались их родители. С советской эпохи эти уроки проходят в центрах творчества, музыкальных, спортивных и художественных школах и клубах по интересам. Основные направления деятельности – художественное, техническое, естественнонаучное, спортивное, туристско-краеведческое и социально-педагогическое. Сегодня экспертное сообщество ищет пути модернизации дополнительного образования в соответствии с требованиями времени.
Наталия Жулябина предлагает взглянуть на зарубежный опыт. Она изучила дополнительное образование в шести государствах. Они вполне репрезентативны.
Испания и Великобритания располагаются в Европе, но отличаются образовательными системами и социально-культурными особенностями. Швеция дает общее представление о Скандинавии. Сингапур – о ситуации в Юго-Восточной Азии. Австралия и США иллюстрируют управление дополнительным образованием в федеративных государствах.
Работа основана на документах, информации с сайтов, аналитике и исследованиях. Анализировались содержание, доступность и регламентирование внешкольной деятельности.
В Сингапуре дополнительное образование входит в обязательную учебную программу. Каждый ученик имеет право на бесплатное прохождение одного курса. За большую нагрузку придется заплатить. В Швеции образование, напротив, платное. В среднем посещение клубов свободного времени обходится в 647 крон за месяц. В Великобритании обучение оплачивают даже талантливые ученики. В остальных странах занятия в государственных учреждениях либо бесплатные, либо условно-бесплатные (издержки покрывают родители).
Платная форма обучения ограничивает доступ к дополнительному образованию. Поэтому государство старается поддерживать детей из малоимущих и многодетных семей, инвалидов. Таким семьям делают скидку, понижают налоги, выдают специальные ваучеры. В Швеции, если оба родителя работают, семью могут освободить от оплаты внеучебных занятий ребенка. В Испании распространена выдача государственных стипендий. На них могут претендовать дети, которые хотят изучать иностранные языки, робототехнику или программирование. В США все средние школы обязаны иметь дополнительные занятия на бесплатной основе. Чаще всего это спортивные секции, которые посещают дети из менее состоятельных семей.
В целом в США и Великобритании больше коммерческих организаций. Меньше всего их в Сингапуре и Австралии. Автор исследования связывает это с развитым бюджетным образованием. В то же время, у частных учреждений тоже есть свой плюс: маленькие группы, в которых возможен индивидуальный подход к каждому ребенку.
Особое внимание в работе уделено терминологии, которая указывает на функции в развитии детей, отведенные дополнительному образованию. На занятиях в «домах свободного времени» юные шведы отдыхают. Учебные цели отходят на второй план – важнее эмоциональное восстановление. В Сингапуре, напротив, посещение дополнительных уроков строго обязательно. Играет роль система образования, в которой такие занятия относятся к совмещаемому обучению.
В остальных странах внеучебная активность желательна, но на ней не настаивают. Главный аргумент – возможность повысить конкурентоспособность ребенка в будущем. Например, в Великобритании большинство детей посещают как минимум один кружок, хотя это и факультативно.
В Испании отдельно существует компенсирующая форма образования (это воспитательное направление). Она обязательна для адаптации иммигрантов и проблемных детей.
Важные функции дополнительного образования – социализация детей, наработка кросс-культурных навыков, обучение этике и развитие критического мышления. Списки направлений дополнительного образования, реализующих эти задачи, похожи во многих странах.
Весьма представителен их набор в Великобритании: спортивное направление; музыкальное (хор, игра на музыкальных инструментах); пластические виды искусства (лепка, скульптура, театр, рисование); дискуссионные клубы (риторика); обучение в кадетских корпусах; религиозные, культурные и языковые курсы; помощь в обучении (включая репетиторство). Во всех странах среди направлений внеурочной активности лидируют творчество и спорт.
Спорт особенно популярен в Великобритании и Австралии. В Сингапуре, наоборот, больше внимания уделяется творческим дисциплинам. Там есть специальные программы MEP (music elective programme) и AEP (art elective programme). Для поступления надо пройти отбор. В случае успеха ребенок четыре года занимается музыкой и творчеством наравне с общеобразовательными дисциплинами. В Испании развитие языковых компетенций граждан стало одним из приоритетов правительства. Оно материально поддерживает детей, которые хотят выучить иностранный язык.
В политике дополнительного образования намечается тренд на инклюзию. В Швеции обычные клубы свободного времени посещают дети с проблемами слуха и зрения. В Великобритании принята программа SEND, которая защищает права инвалидов на доступ к образованию до 25 лет. Школы и специальные службы сотрудничают с ними, чтобы обеспечить комфортные условия ученикам со специальными потребностями. В США с 2011 года существует руководство по организации инклюзивных внеучебных занятий. Они очень распространены и в Австралии.
Наталия Жулябина отметила влияние территориального устройства страны на систему дополнительного образования. Так, в Америке и Австралии эти вопросы решаются на уровне штатов. Его финансирует местная администрация. От нее же зависят разнообразие и качество услуг.
В Швеции и Сингапуре унитарное устройство. Все их административные единицы подчиняются одному закону. Тем не менее, за шведские клубы свободного времени, в основном, отвечает коммуна. У каждой свой бюджет, он влияет на ассортимент и стоимость услуг.
Великобритания и Испания – унитарные государства с автономными территориями. Англия, Шотландия и Уэльс подчиняются Департаменту образования, но могут самостоятельно управлять внеурочной активностью школьников. Министерство образования, культуры и спорта Испании регламентирует внеурочную деятельность, но самостоятельные области могут дополнять его указы.
Россию и исследуемые страны объединяют общие проблемы. Исследовательница отметила недостаточный контроль качества дополнительного образования. Так, не разработана строгая система его оценки. На государственном уровне она была обнаружена только в Великобритании.
Еще одно наблюдение – отсутствие строгих требований к преподавателям. В Швеции, к примеру, человек без педагогического диплома вполне может учить музыке. В американских школьных секциях нередко преподают родители. Только в Сингапуре
Министерство образования регулярно проверяет компетентность преподавателей. Они должны числиться в его реестре. Иначе их деятельность будет признана нелегальной.
IQ
Автор исследования:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!