Сниматься в авангардных журналах и поторопиться с началом карьеры, потому что фешн-индустрия становится всё более закрытой. Такие советы можно дать начинающим моделям, основываясь на исследовании Маргариты Кулевой и Дарьи Маглёваной «The Dynamics of Professional Prestige in Fashion Industries of Europe and the US: Network Approach».
Исследовательницы Маргарита Кулева и Дарья Маглёваная изучили формирование статусных групп в индустрии моды. Они рассматривали эти группы через призму профессионального сотрудничества моделей и журналов. Материал для исследования был взят с сайта models.com: ученые проанализировали 13961 обложек 106 журналов о моде и образе жизни — с 1975 года по январь 2017 года.
Авторы исследования оттолкнулись от утверждения, что профессия модели — один из вариантов творческой деятельности. В своей статье они опираются на работы французского социолога Пьера Бурдье, в частности, рассматривают его теорию капитала для анализа творческих рынков труда. По Бурдье, агенты поля культурного производства борются за социальные позиции через увеличение объемов разных форм капитала – культурного, экономического, социального. Каждая из этих форм может быть в итоге представлена как символический капитал – престиж, признание. Соответственно, максимально успешен тот игрок на творческом рынке, который обладает наибольшим признанием. Ученые ВШЭ решили проверить, как это работает в модельном бизнесе. Они рассматривали, как в динамике складываются карьерные пути и рынок труда моделей.
Модные авангардные журналы обладают огромным запасом культурного капитала, но при этом в меньшей степени аккумулируют финансовые ресурсы. При этом есть популярные журналы, ориентированные на массового потребителя. Они более успешны финансово, но транслирующт менее «передовые» смыслы.
«Мы можем говорить о журнале Dazed & Confused, который задает новые тренды, и о Marie Claire и Cosmopolitan — которые дают широкий и простой срез лайфстайл индустрии, — объясняет Маргарита Кулева, — есть модель, которая будет сниматься в Dazed & Confused за меньшие деньги или еще в более авангардном журнале — вообще бесплатно. При этом, модель может в будущем получить больший символический престиж и скорее оказаться на обложке Vogue, чем та, которая будет сниматься в Cosmopolitan или Marie Claire. Модели с обложек массовых журналов получают более высокий доход и широкое признание, но не такой объем культурного капитала. Пока что сложно сделать какие-либо выводы относительно заработков моделей. Но с точки зрения восхождения на вершину индустрии такой путь может быть более оптимальный».
В отношении символического капитала мир моделей оказался значительно схож с менее коммерциализированными областями, как, например, классическая музыка или визуальное искусство. Фешн-бизнес — это массовая индустрия. Несмотря на то, что гораздо больше людей включены в нее как производители и потребители, базовые принципы области современного искусства актуальны и для мира моделей.
По сравнению с предыдущими годами всё меньше новых моделей появляются на обложках одних и тех же журналов. Прослеживается снижение коллаборационной активности между изданиями. Возможно, это говорит о закате журнальной индустрии и выходе на рынок новых форматов медиа, например, фешн-блогов. Из-за этой тенденции мир моды становится всё более закрытым. Как следствие, начинающим моделям с небольшим объемом символического капитала, которые еще не успели заработать определенный статус в фешн-кругах, с каждым годом всё сложнее добиться признания. Исследователи также отмечают, что, возможно, происходит диверсификация стандартов красоты модельной индустрии. Этот вывод основан на том, что в журналах появляется всё больше моделей старшего возраста и нетипичной внешности.
Авторы рассматривали большинство европейских, американских и несколько азиатских журналов. Сказать, как данные утверждения работают в России, пока сложно. Возможно принцип «не стремиться к быстрому заработку» будет актуальным и для нашей страны. Учёные ВШЭ продолжат исследования. Проект дополнится изучением других атрибутов модельного бизнеса — выступлений на показах, фотосессий и спецпроектов. IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!