Ученые Высшей школы экономики с помощью изучения постов в социальных сетях показали, как соотносятся интересы и успеваемость подростков. Отличники выбирают одни сообщества, троечники – другие, выяснили Катерина Поливанова и Иван Смирнов в статье «Что в профиле тебе моем: данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков». Статья опубликована в свежем номере журнала «Вопросы образования», 2017 год, № 2.
Авторы исследования:
Профили детей «ВКонтакте» дают информативную картину их интересов. В соцсетях они выбирают друзей и контент, подписываются на группы без всякого контроля со стороны взрослых, по своему выбору. Набор подписок в значительной степени отражает их реальные увлечения. Разумеется, заходить в сообщества, смотреть посты можно и не оставляя следов. «Остается еще один скрытый слой интересов, который нельзя увидеть через публичные данные», – говорит Иван Смирнов.
Тем не менее, профили в соцсетях дают неплохое представление о детях. «”ВКонтакте” позволяет непосредственно наблюдать увлечения подростков, причем в масштабе больших данных, – замечает автор статьи. – Это открывает целый новый мир для исследователей».
Прямые опросы школьников об их интересах и переживаниях не всегда эффективны. Дети могут давать социально приемлемые ответы – озвучивать то, чего от них ожидают, а не то, что есть на самом деле. Такая мимикрия объясняется желанием одобрения их поведения, страхами, комплексами и пр. Как бы то ни было, «правильные» ответы могут серьезно расходиться с реальностью – портрет получается искаженным.
Изучив данные 674 московских учеников 5-10-х классов, исследователи выяснили, что у детей с разной успеваемостью отличается и социально-сетевая активность.
В социальной сети «ВКонтакте» были выделены 883 сообщества, на которые подписаны дети. Ученые анализировали профили, учитывали пол, возраст и оценки их владельцев. Выяснилось, что профили имеют возрастные и гендерные особенности и связаны с достижениями детей в учебе.
«Люди часто думают об интернете как о некоем едином пространстве без границ, в котором все равны, – комментирует Смирнов. – Исследования показывают, что это не так, что это пространство дифференцировано». Один из «водоразделов» – успеваемость. «Я обнаружил, что во «ВКонтакте» чаще дружат между собой школьники и студенты с одинаковой успеваемостью», – подчеркивает исследователь (подробнее здесь). Есть группы троечников и группы отличников.
Интересы – тоже дифференцирующая характеристика. «При этом сегодня большинство подростков называют «ВКонтакте» основным источником информации, а информация в этой социальной сети – это как раз друзья плюс подписки, – говорит Смирнов. – Таким образом, учащиеся с разной академической успеваемостью живут в совершенно разных мирах онлайн».
Можно выделить пять общих особенностей подростковых групп в соцсети:
В них почти нет школьной тематики. Школа, учеба не входят в сферу интересов детей. Исключение – экзамены (ОГЭ, ЕГЭ). Но на такие сообщества подписаны только сильные ученики.
Большинству подростков в соцсети интересны истории с острым сюжетом (в том числе о романтических отношениях, сексе) и истории с неожиданным финалом.
В фокусе внимания также нетривиальные идеи: изобретения, лайфхаки, юмор.
Девочки уже с шестого класса интересуются сообществом «Давно не дети» – о сексе (с весьма откровенными рассуждениями и грубой лексикой). Мальчиков-ровесников на эту группу подписано меньше. Похожее сообщество – «Мужской юмор Fun Time» – привлекает мальчиков позже, в восьмом классе. Обычно это не лучшие ученики.
Посты сделаны примерно в одном стиле. Короткие текстовые записи служат комментариями к фотографиям или видео, а собственно тексты единичны. В постах нередка ненормативная лексика. Многие записи (пожалуй, кроме сугубо романтических) юмористического характера.
Девочки позже мальчиков подписываются на сообщества, но тематика девичьих групп более разнообразна. Сообщества мальчиков – об энергичных действиях, сообщества девочек – больше об эмоциях, отмечают авторы статьи.
«”ВКонтакте” не дает информации о времени подписки, но мы знаем, в каких пабликах ребята состоят прямо сейчас, – уточняет Смирнов. – Одиннадцатиклассники – в одних сообществах, а шестиклассники – в других».
Мальчикам интересны досуговые группы – о футболе, компьютерных играх, а также юмор. Тематика второго ряда – сообщества об успехе, рекордах, фильмах ужасов и пр.
Девочки обсуждают человеческие взаимоотношения и свое взросление. Среди тем также – красота и здоровый образ жизни (правильное питание, фитнес). Популярны и разнообразные арт-идеи и рукоделие. Девичьи сообщества используют меньше вульгаризмов, но больше «слащавой» лексики («обнимашки», «милота»).
Среди их подписок много сообществ о разрыве отношений и одиночестве. Есть группы с «фантазиями о семье, верности». Отдельный сюжет – отношения с близкой подругой (со всем комплексом чувств, вплоть до ревности). Девочки также интересуются стихами, обычно о любви. У женской аудитории популярна также группа «Плохая Девочка». Лирическая героиня сообщества – умная, сильная, независимая, язвительная и циничная.
Среди сильных учеников в топе – группа «Чёгуглитмаман». В ней обсуждаются гипотетические запросы матерей в поисковиках. Понятно, что в жизни детей есть много неясного для родителей.
Дети анализируют воображаемые беспокойства своих родителей. «Это довольно сложная когнитивная структура: подросток представляет себе, что в его поведении может быть непонятно родителям, притом что ему самому это представляется очевидным и естественным», – пишут исследователи. Контраст очевидности (для детей) и недоступности пониманию родителей дает смеховой эффект.
Отчасти к такой «рефлексивной» категории можно отнести сообщество «Дома не поймут». Но это, скорее, самоописание, которое, как считают дети, малопонятно взрослым.
Отличники также участвуют в сообществах, посвященных интересным идеям, фактам, неожиданным вариантам использования привычных вещей. Среди их увлечений – также юмор, фильмы, музыка и стихи. «Секс также представлен практически во всех сообществах, но, как правило, внутри каких-то других тем (например, неожиданное возвращение родителей домой, когда молодая пара занимается любовью)», – отмечают авторы статьи.
И мальчики, и девочки с хорошими оценками интересуются сообществами об учебе («ЕГЭ/ОГЭ»). Отличницы также стараются следовать здоровому образу жизни – подписаны на сообщество «40 КГ» (о стройности, спорте и пр.). В постах и отличники, и троечники не стесняются в выражениях.
Девочки с низкими оценками подписаны на сообщества, посвященные гороскопам («Любовный гороскоп», «Необычный гороскоп») и тату («Тысяча чертей, какая татуировка!»). Также есть подборки фильмов, видеоклипов, музыка и много юмора (часто грубого).
Таким образом, набор интересов различается как между мальчиками и девочками, так и между учениками с разной успеваемостью. Изучив набор подписок ребенка и не зная его данных (возраст, пол, образовательные результаты), можно определить все эти параметры.
Исследователи опробовали предсказательную силу своей модели на другом наборе данных (290,2 тыс. пользователей «ВКонтакте» из Санкт-Петербурга). Полученная через профили информация затем сопоставлялась с реальной (пол, возраст, средний балл ЕГЭ выпускников школы за последние пять лет). Предсказательная сила модели оказалась высокой.
Пол пользователя определяется с точностью 97%.
Хорошо определяется принадлежность к возрастной группе (диапазон точности – от 70 до 98%).
Образовательные результаты школы, в которой учится ребенок, предсказываются с точностью 83%.
Анализ профилей детей показал, что «развитие интересов школьников происходит по разным траекториям в зависимости от успеваемости», подчеркивают авторы статьи. Изучение реальных увлечений ребенка с помощью социальных сетей поможет в развитии образования, прежде всего дополнительного – по интересам. IQ
См. также:
Поддержка семьи делает подростка счастливее
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Родителей и детей разделяет масс-культура
Кто и как дружит во «ВКонтакте»
Соцсети поддерживают манию худобы
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!