За последние 10 лет количество предпринимателей в России выросло вдвое, но условия для ведения бизнеса и свои коммерческие способности население оценивает крайне низко. К таким выводам пришли Екатерина Александрова и Ольга Верховская в исследовании по результатам проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» 2006–2016 годы.
В 2016 году предприниматели составляли более 11% российского населения от 18 до 64 лет. В том числе:
6,3% — ранние (те, кто только открывает свое дело, либо владеет/управляет бизнесом до 3,5 лет)
5,3% — устоявшиеся (получающие доходы от компаний свыше 3,5 лет)
По данным «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM), в сравнении с 2014 годом, каждая группа прибавила по 30%. А бизнес-активность в целом за 10 лет наблюдений выросла в два раза: в 2006 году бизнесменов среди россиян было 5,3%.
Источник: GEM APS Russia
За 10 лет мониторинга среди российских бизнесменов преобладали мужчины. Однако женщины были энергичнее. По сравнению с 2014 годом, в 2016-м их доля выросла на 54%, мужчин – лишь на 19%.
В кризисный период (2008–2009) именно женщины чаще начинали собственное дело (в том числе вынуждено — из-за неимения других источников доходов).
Более 60% устоявшихся предпринимателей — это люди 35–54 лет. Среди начинающих доминирует молодежь от 25 до 34 лет (около 36%) и увеличивается доля старшей возрастной группы (45–54 года).
Активность последних особенно нарастает в кризисы. «Можно предположить, что, столкнувшись с сокращением доходов или потерей работы, представители этих возрастных групп стали рассматривать карьеру предпринимателя как предпочтительную альтернативу занятости», – комментируют исследователи.
В проекте GEM предприниматели подразделяются на добровольных и вынужденных. Первые начинают действовать по желанию и призванию. Главный мотив вторых — необходимость, порожденная финансовыми проблемами.
Наибольшая доля вынужденных (39%) пришлась на 2014 год, когда кризис множил безработицу, и уход в бизнес воспринимался как альтернатива занятости. То же наблюдалось в 2008–2009 годах.
Среди добровольных ранних предпринимателей ученые выделяют группу так называемых высокопритязательных — тех, кто открывает собственные компании, чтобы получить независимость и увеличить доход.
Соотношение их доли (от 30% до 42% в разные годы) к доле вынужденных бизнесменов образует отдельный показатель для оценки предпринимательства — индекс мотивации. В 2016-м в России он составил 1,3. Это значительно ниже индекса в странах с высокоразвитой экономикой. Самый высокий индекс в Швеции — 11,8, среднее значение в Европе — 3,4, в Северной Америке — 4,9.
Перспективы развития предпринимательства в России связаны с тем, как граждане относятся к бизнесменам, как оценивают личные способности и желание заняться бизнесом, а также условия для его создания.
Оценка своих знаний, умений и навыков у населения очень невысока. По данным GEM, достаточными для открытия бизнеса их в среднем видят лишь 25% россиян. Еще пессимистичнее смотрят на внешние условия: в 2016-м положительными в своем регионе их считали только около 18% (самый низкий показатель за 10 лет).
В комплексе все это дает России один из самых низких среди 65 стран–участниц GEM уровней предпринимательских намерений: в среднем в 2016 году лишь 5% взрослого трудоспособного населения планировало создавать бизнес (в 2006-м – 8,4%). Причем половина из них уже является предпринимателями.
Отношение к предпринимательству в России (% населения, 2016 г.)
намерены стать предпринимателями – 5%
положительно оценивают свои предпринимательские способности – 28,4%
положительно оценивают условия для создания бизнеса – 19,9%
Источник: GEM APS Russia.
Екатерина Александрова, младший научный сотрудник Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Ольга Верховская, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, руководитель российской команды проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства»
См. также:
Почему в России не верят бизнесменам
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!