В колледжи и техникумы поступают 42% выпускников девятых классов школы. Однако СМИ все еще продолжают считать среднее профессиональное образование (СПО) невостребованным и несовременным. Федор Дудырев рассказал, как на самом деле живут колледжи и техникумы. Он представил в НИУ ВШЭ новый Мониторинг качества подготовки кадров в системе СПО, который проводится по заданию Минобрнауки.
В массовом сознании существует клише о том, что программы среднего профобразования непопулярны и молодежь «единогласно» выбирает вузы.
На деле количество учащихся колледжей и техникумов составляет 2,73 млн человек. Учебу в вузах выбирают вдвое больше студентов (5,2 млн в 2014-2015 учебном году). Тем не менее, аудитория у колледжей и техникумов весьма существенная. И «эхо» демографического спада 1990-х годов — уменьшение числа абитуриентов — гораздо больше отразилось на высшей школе, чем на СПО (рис. 1). Так, с 2005 по 2015 год ежегодный прием в вузы упал на 600 тысяч человек. А на программы подготовки специалистов среднего звена (колледжи) — на 155 тысяч человек.
Рисунок 1. Аудитория высшего и среднего профессионального образования.
Источник: Мониторинг качества подготовки кадров, 2016 год.
Если в высшей школе с 2013 по 2015 год количество поступающих продолжало падать, то в колледжах прием, наоборот, подрос.
Ширится «транзитный поток» учащихся — это те, кто идут «в вуз через колледж». Такие ребята с помощью учебы в организации СПО упрощают себе поступление в высшую школу. Дело в том, что у техникумов и колледжей есть партнерские программы с университетами, вузы могут иметь свои подразделения среднего профобразования и пр. "Доля людей с образованием СПО в общем приеме на программы высшего образования выросла с 28% в 2013 году до 37% в 2015 году", — говорит аналитик Института образования НИУ ВШЭ Алексей Шабалин. — Однако только 18% от выпуска СПО в 2015 году сразу же отправились в университет. Остальные выпускники колледжей и техникумов перед вузом успели поработать и отслужить в армии.
Среднее профобразование в цифрах:
Социальный «резервуар» для двоечников — так СМИ нередко расценивают организации среднего профобразования. Считается, что в колледжи и техникумы идут те, кто «не потянет» учебу в старших классах.
В действительности в систему СПО идут ребята с разной успеваемостью. Средний балл основного государственного экзамена (ОГЭ, ранее — ГИА) у абитуриентов колледжей и техникумов — 3,77, но он малоинформативен. По специальностям картина неоднородна. Так, в медицинские колледжи и колледжи культуры (музыкальные, хореографические и пр.) поступают ребята со средними баллами ОГЭ от 4,5 до 4,7. В то же время у тех, кто выбирает сельскохозяйственные профессии, средний балл ниже среднего — в районе 3,2.
В учреждениях СПО небольшой набор и недостаточно профилей обучения — таково еще одно клише.
На деле в большинстве заведений учатся до 1000 человек. Есть и организации-рекордсмены — например, в Пензе (7,5 тысяч студентов) и в Тюмени (6,5 тысяч учащихся). Это многопрофильные колледжи. Количество специальностей в них может доходить до двадцати. Стандартный «джентльменский набор» — от восьми до пятнадцати программ.
Сельские колледжи — как правило, узкоспециализированные, они действительно принимают намного меньше учащихся (бывает до сотни). Это связано с объективными проблемами: сокращением жителей села, «исходом» молодых людей в город. Однако такие организации играют огромную роль: удерживают молодежь на селе, помогают ей социализироваться и обучают профессиям, нужным местному хозяйству.
Самые популярные специальности
В техникумах и колледжах преобладают пожилые педагоги (штатные преподаватели и мастера производственного обучения), считают СМИ.
Но по факту во многих регионах идет омоложение кадров. «Видны управленческие воздействия — например, система грантов для молодых преподавателей», — пояснил исследователь.
Доля педагогов пенсионного возраста (50-59 лет и более 60 лет; рис. 2) составляет 46%. Доля совсем молодых преподавателей, а также тех, кому 30-39 лет и 40-49 лет, суммарно достигает 54%. Причем среди них преобладают педагоги «золотого возраста» — от 30 до 49 лет (41,2%), достаточно опытные, но в то же время открытые для профессионального развития и инноваций.
Рисунок 2. Возрастные категории штатных преподавателей и мастеров производственного обучения.
Источник: Мониторинг качества подготовки кадров, 2016 год.
Таким образом, система профобразования развивается достаточно успешно. У нее есть и господдержка, и востребованность со стороны семей, заключил Федор Дудырев.
IQ
АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!