АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Социально-экономическое положение родителей — не единственный фактор, влияющий на выбор школы для ребенка. Местная специфика тоже значима, доказали Даниил Александров, Валерия Иванюшина, замзаведующего НУЛ СОН Светлана Савельева и лаборант этой лаборатории Ксения Тенишева в докладе «Стратегии родителей при выборе начальной школы в условиях различных локальных контекстов». То есть практика выбора школы для ребенка зависит от района проживания, показал опрос 1055 родителей в Санкт-Петербурге.
Исследователи выбрали два района северной столицы с разным уровнем престижа и удобства: Василеостровский (581 родитель из 21 школы) и Невский (474 родителя из 13 школ). В Василеостровском районе жилье дороже, а социально-экономический статус семей — выше. Там физически доступны все школы. Невский район — демократичнее по ценам на жилье, но менее удобен: жилые кварталы пересечены промзонами, что ограничивает выбор школ.
Известно, что представители среднего класса тщательно и придирчиво выбирают школы для своих детей. Такой подход связан со «стратегией будущего повышения статуса» для ребенка. Это мышление на перспективу. Менее образованные и обеспеченные семьи реже заняты поиском школы. Обычно выбор падает на ближайшую, что может блокировать социальный лифт для ребенка (см. Социальное расслоение воспроизводится в образовании). Отчасти это связано с недостаточной информированностью таких семей.
Средний класс, наоборот, уверенно ориентируется в образовательных возможностях, изучает и сравнивает информацию о разных школах. Причем важный пункт — «правильное» социальное окружение в школе (благополучная среда). Ради хорошего образования и лучшего будущего для детей родители готовы тратить и деньги, и время (например, если школа находится неблизко).
Вместе с тем, выбор школы может начинаться уже с выбора места жительства. «Средний класс мыслит стратегически до такой степени, что в больших городах... изначально выбирает жилье в более благополучном районе, среди представителей своего статуса», — подчеркнули эксперты.
Главный фактор обдуманного выбора учебного заведения — это уровень образования матери. Высокообразованные родители больше заинтересованы в выборе школы. 70% из их числа предпринимали какие-то действия, чтобы определиться с решением. Они чаще советовались со знакомыми, изучали информацию в интернет-форумах или на сайтах школ, посещали дни открытых дверей перед тем, как отдать ребенка в первый класс.
И все же, хотя уровень образования семей в двух районах примерно одинаков, выбор они делали по-разному: повлиял местный контекст.
На Васильевском острове по сравнению с Невским районом значимо больше родителей (60% против 40%) совершали обдуманный выбор, то есть рассматривали сразу несколько вариантов школ.
В Невском районе на решение о школе повлияло только образование родителей. На Васильевском острове, где ограничения по выбору ниже (в силу расположения), факторов, определивших решение, несколько. В их числе и установки родителей (см. также рис.1 приложения).
Что определяет выбор школы: | |
Василеостровский район | Невский район |
* Образование родителей
* Баллы ЕГЭ
* Культурный уровень будущих одноклассников
|
* Образование родителей |
Жители Васильевского острова в среднем тратят больше времени на то, чтобы добраться до школы (разборчивые родители, как уже говорилось, готовы к таким жертвам). Кстати, они и более мобильны. Собираются со временем перевести ребенка в другую школу 10% семей и еще 22% считают это возможным. В Невском районе таких семей — лишь 19%.
Восприятие статуса школы в двух выборках разное. Эта характеристика учебных заведений важна для жителей обоих районов. Но в Невском статус школы (гимназия, лицей) ассоциируется больше с престижем школы в широком смысле. На Васильевском острове родители выбирают школы повышенного статуса с учетом результатов — более высоких баллов ЕГЭ у учеников (рис.2 приложения).
Таким образом, помимо базового фактора выбора школы — уровня образования матери, значим оказывается и локальный контекст. У родителей из районов с разной конфигурацией, разным населением и предложением школ формируются разные алгоритмы выбора учебного заведения. С одной стороны, они служат «следствием дифференциации школ, а с другой — ее причиной», что создает эффект замкнутого круга.
Приложение 1 (DOC, 122 Кб)
См. также:
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Уровень развития территории влияет на успехи школьников
Дети богатых родителей лучше учатся в школе
Социальные сети помогают хорошо учиться
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!