авторы исследования:
При трудоустройстве выпускников вузов решающее значение имеют не цвет диплома и репутация учебного заведения, а личные качества и опыт молодого специалиста, выяснили Наталья Бондаренко и Татьяна Лысова в ходе исследования «Модели поиска, критерии найма, оценка профессиональных качеств и навыков выпускников основных профессиональных образовательных программ: мнение работодателей». Анализ проведен в 2015 году на основе опроса 1019 руководителей российских компаний из шести отраслей (промышленности, связи, строительства, транспорта, торговли и сферы деловых услуг) в рамках «Мониторинга экономики образования» (МЭО) НИУ ВШЭ совместно с Аналитическим центром Юрия Левады.
Помимо личных качеств и опыта работодателей интересуют навыки и квалификация выпускников. Важность знания компьютера и IT-технологий отметили лишь 25% руководителей компаний. Еще меньшее значение имеют уровень успеваемости (15%), репутация образовательной организации (11%), грамматические и математические знания (7%) и владение иностранным языком (3%). Это отличает Россию от Великобритании, где, к примеру, грамотность и успеваемость ценятся гораздо выше — на них обращают внимание соответственно в 44% и 30% компаниях.
Рисунок 1. Критерии оценки работодателями выпускников основных профессиональных образовательных программ (% от числа всех опрошенных компаний)
Источники: Россия — опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания — опрос CBI/Pearson Education and Skills Survey, 2015 год.
Руководители компаний ждут от выпускников прежде всего проявления интереса к работе (64%), готовности брать на себя ответственность (55%) и умения работать в коллективе (54%).
В списке важнейших навыков — адаптивность и способность самостоятельно ориентироваться в рабочих ситуациях, умение учиться, осваивать новое, находить решения в нестандартных обстоятельствах.
Рисунок 2. Личностные качества и навыки, наиболее необходимые для успешного трудоустройства и карьеры (% от численности работодателей, называющих в качестве основного критерия найма наличие у работника определенных качеств, навыков)
Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.
Большинство (почти две трети) компаний предпочитают искать выпускников через рекламу и рекрутинговые агентства. Около 50% делают это с помощью практик и стажировок на своем предприятии, 38% обращаются к ярмаркам вакансий.
Правда, компании редко используют такой способ поиска работников как сотрудничество с учебными заведениями (организация преподавания, открытие своих кафедр, участие в разработке образовательных программ). Хотя такое взаимодействие позволяет более обоснованно выбирать будущих сотрудников, его используют всего 5% работодателей.
Рисунок 3. Способы поиска выпускников основных образовательных программ (% от числа компаний, проводивших поиск выпускников)
Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.
Наибольшим спросом у работодателей пользуются выпускники вузов. Их нанимает каждое четвертое предприятие. Но вопросы к выпускникам университетов у работодателей остаются. Их не всегда устраивает уровень профессиональных знаний соискателей, их аналитические навыки, способность решать нестандартные задачи и имеющийся опыт работы по специальности.
Так, опытом выпускников удовлетворены менее 40% компаний против 60% — в Великобритании. Причина проста — британская система профобразования, в отличие от российской, больше ориентирована на практику по выбранному профилю.
Рисунок 4. Удовлетворенность работодателей основными профессиональными навыками, качествами выпускников вузов (% руководителей компаний, удовлетворенных указанными качествами выпускников)
Источники: Россия – опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания — опрос CBI/Pearson Education and Skills Survey, 2015 год.
В целом, по данным 2015 года, выпускников профессиональных образовательных программ в России трудоустраивали 48% компаний среди нанимавших новых работников в течение последних двух лет. Это ниже, чем в предыдущие годы, обратили внимание исследователи.
Наем выпускников был наиболее распространен в промышленности (62% предприятий), связи (57%) и сфере деловых услуг (56%).
Таблица 1. Доля предприятий, проводивших наем выпускников по основным профессиональным образовательным программам, по отраслям (% от числа компаний, нанимавших новых работников в течение последних двух лет)
Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!