Шансы ребенка посещать различные кружки зависят не только от материального положения семьи, но и от установки родителей в отношении дополнительного образования, а также их готовности вкладывать силы и время в развитие ребенка, выяснила группа исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ. Есть и объективные причины — в спальных районах мало кружков, спортивных секций и музыкальных студий, а те, что есть, нередко расположены далеко от дома и школы.
Чтобы выяснить это, Катерина Поливанова, Елизавета Сивак и младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ Яна Козьмина детально картировали сервисы для детей в нескольких столичных районах. Точкой отсчета служили школы, детские сервисы рассматривались в радиусе примерно 1,5 км от них.
Доклад «Образовательное пространство в большом городе: влияние характеристик семьи и района» был представлен Елизаветой Сивак на XVII Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в НИУ ВШЭ.
Авторы работы изучили внешкольные занятия детей трех школ Центрального округа Москвы, учеников одной школы Можайского и одной школы Рязанского района столицы (выборка приведена в таб. 1). Были проанкетированы дети и их родители, с администрацией школ были проведены интервью. Одновременно изучались возможности дополнительного образования в районе и культурная инфраструктура (число и расположение музеев, театров, библиотек, вузов).
Таблица 1. Выборка респондентов по районам.
|
ЦАО |
Можайский район |
Рязанский район |
Дети |
5, 7, 9 классы |
5, 7, 9 классы |
5-10 классы |
(всего чел.) |
274 |
102 |
617 |
Родители |
5-10 классы |
5-10 классы |
2, 4, 5-10 классы |
(всего чел.) |
216 |
110 |
491 |
Источник: исследование К. Поливановой, Е.Сивак и Я. Козьминой.
Около 80% детей посещают хотя бы один вид развивающих занятий, подсчитали исследователи. Примерно 40% ходят не менее чем в две секции. На дополнительное образование дети тратят в среднем около шести часов в неделю. Чаще всего они занимаются спортом, танцами, музыкой, иностранными языками и ходят в театральные студии. В старших классах допобразование — это, как правило, подготовка к поступлению в вуз.
Не во всяком районе есть достаточное количество разнообразных кружков. Тут преимуществом обладает центр города, где сосредоточена масса музыкальных и художественных школ, спортивных центров, дворцов творчества, студий танцев. (рис. 1).
Рисунок 1. Досуг и дополнительное образование. Центр Москвы.
Источник: исследование К. Поливановой, Е. Сивак и Я. Козьминой.
В двух других районах видна нехватка детских сервисов, они более банальны по тематике, а само предложение однообразно: много однотипных занятий, в то время как некоторые виды почти не представлены.
Рисунок 2. Досуг и дополнительное образование. Можайский район г. Москвы.
Примечание: обозначения на карте те же, что и на рис. 1. Источник: тот же.
«В Можайском районе больше стандартных занятий типа бисероплетения или рисования, в то время как в центре больше кружков связаны с научным экспериментированием, — пояснила Елизавета Сивак. — В Рязанском районе необъяснимо много футбольных полей и библиотек».
Рисунок 3. Досуг и дополнительное образование. Рязанский район г. Москвы.
Источник: тот же. Карта подготовлена М. Лебедевым, руководителем сектора по научно-методической работе школьного и дошкольного подразделений, школа №777.
Такое расположение секций и студий приводит к тому, что дети, живущие в отдаленных районах, дольше добираются до занятий, а иногда просто не могут посещать их. Если в ЦАО 37% опрошенных тратят на дорогу до центра развития менее сорока минут (в оба конца), то в Можайском районе таких — 30%. Около 40 минут в транспорте занимает путь в секции у 18% жителей ЦАО, а в Можайском районе столько времени на дорогу тратит уже четверть опрошенных.
Чем выше социально-экономический статус родителей (профессия, доходы и пр.) и их культурный капитал (образование, интерес к музеям, театрам, знание иностранного языка и т.п.), тем чаще они стремятся дать дополнительное образование своим детям.
Материальное положение родителей не оказывает влияния на доступ детей к развивающим занятиям, зато культурный капитал в этом плане значим, отметили исследователи
«Среди детей из семей с низким культурным капиталом статистически значимо выше доля тех, кто не посещает дополнительные занятия, — 24%, чем среди детей из семей с более высоким культурным капиталом — 17%», — отметила Елизавета Сивак.
Среднее число дополнительных занятий разных видов тоже значимо различается в зависимости от культурного багажа родителей. У детей из семей с низким культурным капиталом оно составляет 1,06. У детей, чьи родители имеют более высокие культурные запросы, — 1,36. При этом культурный капитал семей в среднем ниже в нецентральных районах.
Влияние культурного капитала семьи проявляется и в ответах родителей по поводу того, почему ребенок не ходит в кружки (таб. 2). Среди тех, кто выбирает ответ «Мы еще не искали информацию...», культурные запросы в среднем ниже. По сути такие родители признаются, что пока не прилагали усилий к тому, чтобы определиться с развивающими занятиями для детей. Среди родителей с более обширным культурным багажом (а в таких семьях дети обычно уже посещают какие-то кружки) более популярны ответы: «Не подходит расписание занятий» и «У ребенка не остается на них времени».
Таблица 2. Среднее значение культурного капитала тех, кто согласился и не согласился с утверждениями про причины.
Согласен | Не согласен | |
Пока еще не искали информацию, не записывались и т.д. | 2,6 | 3,1 |
Не подходит расписание занятий | 4,0 | 2,9 |
У ребенка не остается на них времени | 3,3 | 2,9 |
Источник: исследование К. Поливановой, Е. Сивак и Я. Козьминой.
Родителей спросили, какой смысл они вкладывают в дополнительное образование. Как и ожидалось, значима не только образовательная опция занятий. Кружки и секции, по мнению семей, учат детей организованности. «Когда ребенок знает, что у него есть час-полтора до тренировки, а потом у него времени не будет сделать уроки, он сделает это быстро, но сосредоточенно и хорошо, — отметила одна из респонденток. — Наличие свободного времени большого не гарантирует успешного обучения в школе, потому что это детей рассеивает». Дополнительное образование расценивается и как способ спасти детей от дурного влияния. В этом плане показателен такой ответ: «Чем больше свободного времени — тем хуже. Если я сейчас отпущу ребенка в свободное плавание, то не факт, что он выберет правильную дорогу».
IQ
Авторы исследования:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!