Ставка на мигрантов
США сделали иммигранты, и развиваемая в этой статье профессором Stony Brook University Ноем Смитом идея новой ставки на приток приезжих из Азии вполне органична для американской культуры и экономики. Особенно актуальной делает ее прогноз роста развивающихся стран Азии: мощная диаспора из этих стран очень поможет Штатам к тому времени, как Китай и Индия станут крупнейшими экономиками мира.
России тоже нужна ставка на мигрантов: по прогнозу ООН , по среднему сценарию, численность населения к 2050 году упадет примерно до 125 млн, а к 2100 – до 110 млн человек. При этом доля населения в трудоспособном возрасте будет сокращаться за счет увеличения продолжительности жизни. Если сейчас в России 75 млн человек в возрасте 25-59 лет, то уже через 60 лет при низкой рождаемости этот показатель может сократиться до 35 млн, а при средней – до 50 млн.
Но пока россияне очень недружелюбны к мигрантам, и ситуация в этом плане продолжает ухудшаться. Растут ксенофобские настроения. Чиновники, включая политическое руководство , напрямую связывают тему миграции с международным терроризмом, преступностью, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, называют фантастические оценки числа приезжих и т.д. Мигранты воспринимаются и как угроза национальной безопасности.
Между тем приток мигрантов вернулся на уровень начала 2000-х гг. (сальдо за январь-июль 2012 г. составило 167 тыс). Но это во многом связано с изменением статистического учета – теперь в долгосрочный прирост миграции включают тех, кто зарегистрировался по месту пребывания не на год, а на 9 месяцев. Разница между оценками по старым и новым правилам может достигать трех раз!
Остаются сложными бюрократические процедуры найма иностранных мигрантов. Официальное право вести трудовую деятельность сейчас имеет 983 тыс иностранцев, еще 376 тыс обладают патентами на индивидуальную занятость. Получить разрешение непросто. Недавно тульский департамент труда и занятости не разрешил музею «Ясная Поляна» пригласить британского режиссера Сэма Лессера руководить «Шекспировским театром» в рамках международного проекта нескольких музеев. Отказали чиновники музею «по причине наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе […]путем подготовки или переподготовки безработных граждан […]». Из-за сложностей с оформлением иммигрантов многие работодатели просто отказываются иметь с ними дело.
Пытаются усложнить жизнь мигрантов и регионы. Питерские депутаты подготовили поправки , серьезно ужесточающие ответственность работодателей за наем мигрантов без разрешения на работу. А при пересечении границы питерские законодатели предлагают требовать у мигранта выписку о наличии 38 тыс руб. на счете и справку, что он не является наркоманом. Единороссы требуют у мигрантов медстраховку и хотят обязать даже краткосрочных мигрантов платить с зарплаты взносы в Пенсионный фонд. Понятно, что эта унизительная процедура и неподъемная для приезжих из Азии сумма резко снизит приток иммигрантов. Еще один фактор, препятствующий привлечению мигрантов – постепенное ужесточение регулирования сфер деятельности, с которыми традиционно связаны мигранты (розничная торговля, извоз).
Принятая полгода назад Концепция миграционной политики до 2025 года содержит немало правильных слов, но не дает ответа на вопрос, как можно сделать Россию привлекательной для мигрантов страной. Она требует значительных бюджетных затрат, значительно увеличивает бюрократический контроль за миграцией и исходит из не вполне реалистичного предположения, что стране в первую очередь не хватает высококвалифицированной рабочей силы.
Борис Грозовский
Что делает страну процветающей и сильной? Четыре составляющие: земля, люди, общественные институты и культура. Сейчас говорят в основном о необходимости подправить расшатавшиеся институты Америки (здравоохранение, проблемы с согласованием политики в Конгрессе и т.д.), но необходимо подумать и о программе на долгосрочную перспективу.
На протяжении почти всей своей истории Америка была «второй Европой». Политические и религиозные диссиденты, недовольные существующими на родине порядками, представители угнетенных национальных меньшинств, бедняки, отчаявшиеся найти хорошую работу дома, – все ехали в Штаты. Здесь их вероисповедание, национальность и социально-экономический статус семьи значили намного меньше, чем в Старом Свете.
Америка лишь выигрывала от массового притока иммигрантов, которые пополняли ряды рабочей силы. Они постоянно выделяли из своей среды предпринимателей, свободно и творчески мыслящих людей, и обеспечивали разнообразие национального состава населения, позволившего обществу избежать жестоких межэтнических распрей и дробления, свойственных Европе.
Прочные связи, установившиеся с европейскими странами (сначала с Великобританией и Францией, затем Германией и другими государствами), пошли США на пользу. Общее прошлое помогало в развитии торговли и инвестиций, Восточное побережье США превратилось в мировой центр торговли. Благодаря этому Штаты смогли сыграть важную стабилизирующую роль во Второй мировой и в «холодной» войне, спасти Европу от военной лихорадки и власти тоталитарных режимов.
Стратегия «США – это другая Европа» была для нас выигрышной, но сейчас она почти изжила себя. Сегодняшняя Европа – это богатый, спокойный, прогрессивный, экономически мобильный регион с ультранизкой рождаемостью. Штатам по-прежнему нужны люди – чтобы создавать новые компании, поддерживать финансирование пенсионной системы и сохранять внутренний рынок, размер которого будет привлекать инвестиции. Но Европа уже не даст новых иммигрантов.
Последние несколько десятилетий мы импортировали новое население из Мексики, но этот источник, кажется, тоже иссякает. Чистый приток иммигрантов из Мексики снизился до нулевого значения во многом на фоне оздоровления мексиканской экономики (что хорошо), снижения рождаемости (тоже хорошо), спада в жилищном строительстве (нехорошо) и шовинистических настроений по отношению к «нелегальным» иммигрантам в таких штатах, как Аризона (очень и очень плохо).
Уровень рождаемости в США не такой низкий, как в Европе. Но иммигранты все равно необходимы для обеспечения разумного роста численности работоспособного населения. Откуда придут новые американцы? Из Азии и Африки! Азия в этом отношении представляет особый интерес. Задача обеспечения значительного притока иммигрантов из азиатских стран не обусловлена только экономическим расчетом. Геополитическая стратегия США в рамках Азиатско-Тихоокеанской повестки дня в ХХI веке должна быть повторением прежней стратегии по отношению к Европе. Америка должна стать «второй Азией».
В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии проживает более ½ населения земного шара, однако доля выходцев из этого региона в населении США составляет лишь 5%. Если сравнить национальный состав населения страны с портфелем акций, получится, что мы серьезно недооцениваем азиатские активы.
Азию нельзя недооценивать не только из-за огромной территории, но и из-за ее стремительного экономического роста. Торговля с азиатскими странами в этом столетии будет иметь невероятно важное значение для экономики США. Этнические связи предоставляют хорошие возможности для развития торговли и инвестиций: достаточно посмотреть, как китайская диаспора вкладывает средства в КНР, или как американские предприниматели индийского происхождения наладили контакты между Кремниевой долиной и Индией. Таких примеров должно быть значительно больше.
Азия будет находиться в центре геополитических интересов мировых держав. Уже сейчас СМИ пестрят сообщениями о спорах вокруг Южно-Китайского моря, Восточно-Китайского моря и Центральной Азии. Штаты могут принять участие в решении территориальных споров с целью устранения угроз развитию глобальной экономики. В ХХ веке мы участвовали в урегулировании конфликтов данного региона, широко используя военную силу, однако сейчас такой подход невозможен и не нужен. Вместо этого в целях поддержания мира США должны выступать в роли заокеанского гаранта равновесия сил, посредника в разрешении конфликтов и организатора коалиций азиатских стран.
Для этого необходимо выстроить доверительные отношения с государствами Азии, чему могли бы способствовать массы выходцев из региона, проживающих в США. Позволив молодым, недовольным жизнью на родине людям переселиться в Америку, мы помогли бы и снизить напряженность в странах Азии, выливающуюся в акции протеста и конфликты.
В культурном отношении от притока иммигрантов из Азии, я думаю, мы выиграем ничуть не меньше, чем в экономическом и политическом. Их появление в плавильном котле Америки ускорит ее неизбежную и необходимую трансформацию из «страны для всех европейских народов» в «страну для всех народов мира». Чем быстрее это произойдет, чем быстрее люди осознают, что многонациональность Америки – это ее судьба, тем быстрее из нашей общеполитической дискуссии уйдут намеки на национальное превосходство, и мы снова займемся делом.
Жители Азии стремятся в США. Согласно последнему исследованию Gallup, в Штаты хотели бы переехать 22 миллиона китайцев, 10 млн индийцев, 8 млн бангладешцев, 5 млн филиппинцев и 3 млн вьетнамцев. Примерно столько нам и нужно для сохранения молодости и поддержания роста нашей экономики.
Как ни странно, 5 млн японцев тоже переехали бы сюда, если бы представилась возможность. Впрочем, неудивительно: я жил в Японии. Хотя во многих отношениях это более свободная страна, чем США – там, например, можно употреблять алкогольные напитки на улицах и запускать фейерверки на крыше своего дома – многие японцы тяготятся подавляющей личность корпоративной культурой своей страны. Америка должна не только стать домом для тех, кто ищет работу, но и прибежищем для всех свободомыслящих людей, которые борются с предрассудками и стремятся сбросить невидимые путы устаревших традиций. Такие люди, как правило, становятся предпринимателями, изобретателями, они несут Америке позитивные перемены.
Действовать необходимо уже сейчас, поскольку окно возможностей в отношении массовой иммиграции из Азии не будет долго оставаться открытым. Благосостояние стран Азии растет, у их граждан появляются условия для самореализации. Кроме того, население этих стран стремительно стареет. В Китае и во многих странах Восточной и Юго-Восточной Азии уровень рождаемости сопоставим с европейскими показателями или ниже их. Возможно, на то, чтобы пересадить большое число жителей Азии на американскую почву, у нас осталось всего 20 лет (с Африкой дело обстоит иначе: благодаря высокой рождаемости она останется надежным поставщиком рабочей силы еще как минимум сто лет).
К счастью, мы движемся в верном направлении. В 2010 году Америка приняла порядка 430 тысяч иммигрантов из Азии, что превышает число испаноговорящих переселенцев. Но мы могли бы принять намного больше, учитывая, что в наши двери стучатся 60 млн жителей Азии.
Итак, нужна программа развития США под названием «Вторая Азия». Америка начинала свое становление как страна европейцев и африканцев. Сейчас ее население состоит в основном из представителей европейских, африканских и латиноамериканских народов. Теперь к ним должны присоединиться и выходцы из Азии. Если мы не сумеем этого добиться, мы предадим нашу национальную идею XXI века.
Оригинал текста
Переведено с разрешения автора
Ной Смит (Noah Smith) – профессор финансов Stony Brook University. Ведет блог Noahpinion.
См. также:
Елена Чернина, Михаил Локшин. Таджикские трудовые мигранты в России: экономический анализ.
Елена Вакуленко, Кирилл Фурманов, Никита Мкртчян. Детерминанты российской миграции.
Елена Тюрюканова. Миграция – двусторонний процесс.
Алексей Седлов. Мигранты желанные и нежеланные
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!