Исследования коррупции в оборонной отрасли в России и мире, на совместном круглом столе центра Трансперенси Интернешнл-Р и лаборатории антикоррупционной политики (ПУЛ АП ВШЭ) представила сотрудница программы обороны и безопасности Transparency International Лиа Воро (Leah Wawro).
Борьба с коррупцией в системе обороны – сложная задача для любой страны. Исследования Тransparensy International (TI) в ходе работы над Индексом государственной антикоррупционной политики в военном секторе, представленном впервые в конце января 2013 года, показали, что правительства 70% стран предпочитают закрывать глаза на нерациональные расходы в оборонной сфере. Одна из главных причин этого – в отсутствии эффективных инструментов противодействия коррупции.
В исследование было включено 82 страны мира, на которые в 2011 году пришлось 94% мировых расходов на оборону, или 1,6 трлн долларов США. Страны были разделены на группы от A (очень низкие коррупционные риски) до F (критический уровень). Авторы использовали 77 индикаторов, охватывающих пять наиболее значимых групп риска: политические, финансовые, кадровые, операционные, и риски, связанные с закупкой товаров. Образцовыми странами, попавшими в группу А, оказались только Германия и Австралия. Еще cемь государств (Австрия, Норвегия, Южная Корея, Швеция, Тайвань, Великобритания, США) оказались в группе B.
Наибольшее количество стран (36%), в том числе Россия, попали в группу D (высокий уровень коррупционных рисков). В силу многочисленности, ее разделили на две подгруппы: D+ (риски поменьше) и D– (риски выше). Россия оказалась в группе D– в компании с Бангладеш, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Китаем, Пакистаном, Палестинской автономией, Руандой, Танзанией, Турцией.
Рисунок 1. Распределение государств по группам коррупционных рисков в оборонной сфере
Источник: Transparency International
В ходе доклада Лиа Воро рассказала еще об одном исследовании Transparency International, измеряющем уровень коррупции в оборонной сфере, Индексе прозрачности военно-промышленных компаний, который впервые был представлен в конце 2012 года.
Сотрудники ТI исследовали 129 компаний из 30 стран мира, распределив их по секторам в зависимости от того, насколько компании смогли публично доказать эффективность своих антикоррупционных действий. Российские компании оказались в аутсайдерах, практически полностью отказавшись предоставить информацию для исследования. По этой причине, результаты базируются на данных, взятых из открытых источников.
Как отметила Лиа Воро, в 2007-2011 годах Россия была вторым крупнейшим экспортером оружия. Но лишь две российские компании из девяти, представленных в исследовании (Горьковский автомобильный завод и РТИ Системы) оказались в предпоследней группе E (очень ограниченный уровень публичного доказательства антикоррупционных действий). Остальные были отнесены к группе F (низкий уровень), куда попали 36% компаний от общего числа исследуемых.
Рисунок 2. Качество корпоративного управления в оборонном секторе
Источник: Transparency International
В большинстве стран государственные компании, работающие в оборонной сфере, более открытые, чем частные. Как заметила Лиа Воро, в России противоположная ситуация, и это, по ее мнению, странно. «Государственные компании оперируют деньгами налогоплательщиков и, наоборот, должны служить примером открытости для частных предприятий», – заявила она.
Чтобы снизить уровень коррупции в российской военной сфере, помимо политической воли, нужен комплекс мер, в том числе, четкое разграничение уровней секретности и открытости, говорили эксперты в ходе дискуссии.
Одна из причин отсутствия доступа к информации о деятельности компаний, работающих в оборонной сфере, как объяснили российские эксперты, участвовавшие в круглом столе – чрезмерная секретность. Так, например, в Германии, занявшей первое место в Индексе TI, засекречен только 1% военных расходов, в России же «драконовские» законы о гостайне, уверен шеф-редактор «Ежедневного журнала» и член правления Центра ТИ-Р Александр Гольц. Как он отметил, в результате, при разработке подобных индексов приходится использовать оценочные, а не точные данных. Эксперты сошлись во мнении, что секретность оправдана лишь в ограниченных случаях, когда речь идет, например, о разведке.
Участники также обратили внимание на систему госзаказа в России. Чтобы снизить коррупцию в системе обороны, необходима Федеральная контрактная система, приближенная к международным стандартам, считает генерал-майор, представитель Общественной палаты Валерий Елюшкин. Но и этого не достаточно, поскольку оборонная сфера, как отметили эксперты, работает в рамках собственных регулирующих госзаказ норм.
В ходе круглого стола были затронуты и вопросы коррупции в армии, одной из причин которой, по мнению члена совета правозащитного центра «Мемориал» Людмилы Вахниной, являются проблемы с соблюдением прав военнослужащих и офицеров. «Эта та почва, на которой заинтересованные люди делают большие деньги», – заявила она. По мнению эксперта, надо провести аудит законодательства в отношении прав военнослужащих, особенно, солдат, проходящих срочную службу. «Там много особых пунктов, которые делают людей бесправными» – заметила эксперт.
Презентация к докладу Лиа Воро
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!