Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Города продолжают свой рост

Города продолжают свой рост

На Петербургском международном экономическом форуме в ходе панельной сессии «Города как двигатель глобального роста» эксперты пришли к выводу, что города в будущем продолжат укрупняться и будут точками экономического роста. Правда, для этого придется улучшать инфраструктуру, внедрять инновации, создавать комфортную экологическую среду и развивать культурные проекты

Сейчас 40% населения Земли живут в городах, в 2030 году там будут жить – 60%, а к 2070 году – уже 70% населения мира, рассказал исполнительный вице-президент Citi Эдвард Скайлер. То есть 6-7 млрд людей будет жить в городах. Это значит, что в ближайшие 50-70 лет мир столкнется с необходимостью строительства большого количества городских районов, чем за всю историю человечества.

Рисунок 1. Рост доли городского населения к 2020 году

Источник: Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН

Исследование, проведенное Citi, показало, что города будут местом экономического роста, а 150 крупнейших городов будут отвечать за производство примерно трети ВВП мира. При этом в развитых странах крупнейшие города будут отвечать за половину их ВВП. Двигателем роста городов станут развивающиеся страны, в частности, активно будут развиваться их города – Мумбай, Мехико, Пекин.

Города станут центрами инноваций

Изменится не только роль городов, но и они сами. Инфраструктура городов должна значительно улучшиться. Так, в Пекине до 2020 года более 40 трлн долларов должно быть потрачено на развитие инфраструктуры.

В новой экономике города должны стать платформами для создания инноваций – такими как Тель-Авив, говорит мэр города Рон Хульдай. Он называет свой город «кремниевой долиной вне США». «В Тель-Авиве – небольшом городе площадью 52 квадратных километра – сейчас работает 700 стартапов, исследовательских центров и множество инновационных компаний, – рассказал Хульдай. – 43% населения города – это люди в возрасте 18-35 лет».

Также в городе развиваются культурные проекты, растет число клубов, парков, развлекательных центров, то есть всего того, что создает атмосферу в городе и привлекает молодых, креативных , образованных людей.

Где деньги – там и город

Сейчас многие города устроены радиально, и чтобы попасть из одной точки в другую, приходится ехать через центр. Так же строится система коммуникаций и движения денег. «Это препятствие для стремительного развития городов», – считает председатель правления корпорации «Баркли» Леонид Казинец.

Для россиян переселение в город – это возможность, прежде всего, заработать. Пока город будет для людей только источником заработка, он не будет развиваться. Нужно вынести из города его функции на прилегающую территорию и активно строить там инфраструктуру, считает Казинец. При этом новые коммуникации должны соединять территории в обход крупных городов: «Нужно развивать и соединять Прибалтику с Поволжьем, Урал с Сибирью. Где возникает траффик, там возникает экономика».

Кроме того, каждому городу для успешного развития важно найти свою нишу. Города должны понять свои преимущества и использовать свой шанс, говорит Казинец. Использовать так же, как это сделала Силиконовая Долина, когда вокруг одной идеи стала развиваться вся прилегающая территория.

Периферия как источник роста

Крупнейший российский мегаполис – Москва – создает 25% ВВП страны, – рассказал о перспективах развития заммэра Москвы в правительстве города по вопросам экономической политики Андрей Шаронов.

В 2000-2010 годах население мировых мегаполисов значительно выросло. Количество жителей в Бангкоке увеличилось на 45%, Сингапура и Стамбула – на четверть, Шанхая – на 21%, Лондона – на 12%, Сан-Паулу – на 9%, Парижа – на 7%.

Российские города также активно растут. «С начала двадцатого века население Москвы выросло в десять раз», – отметил Шаронов. Преимуществом ее как города является отсутствие трущоб, много благополучных районов с развитой инфраструктурой. Для крупных городов критически важно развитие периферии. Но в городе не хватает альтернативных точек притяжения. Нужно развивать инфраструктуру за пределами центра.

Потенциал строительства на периферии Москвы – 200 млн квадратных метров. Активизация освоения новых территорий и перенос туда части компаний позволит разгрузить центр: сейчас в центре живут 7% жителей города, а работают – 40%.

Периферию Москвы развивать непросто. Для этого нужно решить ряд задач, отметил Шаронов. Чтобы выполнить поставленные перед Москвой задачи, в течение пяти лет нужно ввести 1 млн мигрантов. Это создает опасность превращения некоторых районов города в гетто.

Также нужно определиться с моделью застройки города. Все больше старых домов нуждаются в реконструкции, причем это будут наиболее распространенные серии домов. Решение этой проблемы будет стоить гораздо дороже, чем проект сноса пятиэтажек, активно реализующийся в столице. «Эта задача не сопоставима с бюджетными возможностями города», – признался чиновник.

Налоговую политику в отношении имущества тоже нужно менять. Доля налога на недвижимость в общей структуре доходов городского бюджета слишком мала, считает Шаронов. «Московская земля – это своего рода нефть, и нужно смещать налоговую нагрузку», – говорит он. Необходимо сокращать налоги на труд и увеличивать налоги на имущество, землю, недвижимость».

Проблемы Москвы не уникальны

Города – это двигатель роста экономики, но при этом там страдает качество жизни, заметил министр внешней торговли Франции Николь Брик. Это универсальная проблема. Во Франции есть опыт развития городов. Так, Париж, население которого превысило 12 млн человек, развивает проект «Большого Парижа». На эти цели планируется потратить 30 млрд евро.

Как будет выглядеть «новый Париж»? Брик говорит о необходимости ограничить автомобильное движение в городе. При этом нужно активно развивать общественный транспорт. Причем, поскольку исторический центр не должен превратиться в музей под открытым небом, для центра необходимо внедрить адаптированный к нему транспорт. Кроме того, предполагается создавать экологические кварталы.

 

Автор текста:Селиванова Мария Олеговна,22 июня, 2013 г.