Программа международной оценки компетенций взрослых Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) – PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) – дает ориентиры для апгрейда системы образования и повышения квалификации взрослых людей. В России, которая впервые участвовала в проекте, исследование проводит Институт образования НИУ ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований Высшей школы экономики и участии министерства образования и науки.
В PIAAC приняли участие более 157 тысяч респондентов из 24 стран-участниц и стран-партнеров ОЭСР. Российская «математика» проекта – более 5 тысяч взрослых в возрасте от 16 до 65 лет из почти сотни населенных пунктов. В исследовании учитывались такие социально-демографические параметры, как пол, возраст, уровень образования и род занятий.
По сути, исследование представляет собой не просто «замер» грамотности, но и мониторинг «социального интеллекта» – умения общаться и работать в команде. Тем самым PIAAC так или иначе исследует «эффективное участие человека в разных сферах деятельности – в работе, в семье и социуме». Для этого используются опорные «ключевые» компетенции.
Ключевые компетенции – не что иное, как умение людей пользоваться социально-культурными средствами, в том числе цифровыми технологиями, для управления информацией и общения. В качестве опорных компетенций в исследовании выбраны грамотность в области чтения, математическая грамотность и способность решать задачи в технологически насыщенной среде (электронные средства, Интернет).
В «номинации» по чтению оценивалась способность взрослого человека понимать и использовать письменные тексты для саморазвития и участия в социальной жизни. Математическая грамотность рассматривалась как способность интерпретировать данные точной науки в самых разных социальных контекстах. Под технологической грамотностью подразумеваются навыки использования цифровых устройств и технологий для получения информации и общения с другими людьми.
Средний балл по грамотности в области чтения для России оказался выше среднего балла стран-членов ОЭСР – 275 против 273. Похожие результаты – у Фландрии (Бельгии), Чехии, Словакии и Эстонии.
По навыкам чтения Россия превзошла ряд стран с развитой системой образования – например, Данию (271 балл), Германию и США (по 270 баллов), Австрию (269) и Францию (262).
В то же время есть целая группа стран со средним баллом значимо выше, чем средний балл России. Это Япония – абсолютный рекордсмен с 296 баллами, Финляндия (288), Нидерланды (284), Австралия (280), Швеция (279), Норвегия (278).
Средний балл по математической грамотности для России – 270 – значимо не отличается от среднего балла стран-членов ОЭСР – 269. По математике Россию значительно опередили все те же рекордсмены – Япония (288 баллов) и Финляндия (282), а также Бельгия (280), Нидерланды (280), Швеция (279), Норвегия (278), Словакия и Чехия (по 276 баллов). Российский результат сопоставим с результатом Германии (272 балла), Эстонии (273) и Австралии (268).
«Во многих странах большая часть населения обладает слабыми базовыми навыками, не имеет опыта обращения с компьютером или пользуется им неуверенно», – отмечается в результатах исследования. Среди россиян 48,5% взрослых в возрасте от 16 до 65 лет попадает в эту категорию.
В России среди взрослых, имеющих минимальные навыки, необходимые для проведения процедуры компьютерного тестирования, 40,5% находятся на самом низком уровне (1-й и ниже) по шкале компетенций в области решения задач в технологически насыщенной среде. Отметим, что на первом уровне респонденты должны уметь уверенно использовать компьютерные приложения для доступа к информации и для ее использования в решении простых задач.
Свыше четверти – 25,9% населения России продемонстрировали высокий уровень компетентности – 2-й или 3-й – в области решения «технологических» задач. Однако в целом по итогам исследования заметно некоторое отставание россиян в этой номинации от представителей развитых стран. Речь идет о задачах, требующих способности использовать широкий спектр приложений в менее знакомых контекстах.
«Если за 100% принять выборку, прошедшую тестирование на компьютере, видно, что большинство взрослых России по уровню сформированности компетенции решения проблем в технологически насыщенной среде находятся ниже первого уровня или на первом уровне, – отмечают авторы исследования. – Около 39% респондентов показывают второй или третий уровни» (рис. 1).
Рисунок 1. Решение задач в технологически насыщенной среде. Страны ОЭСР и Россия.
Исследователи отмечают три пика грамотности (рис. 2): Это период окончания средней школы, когда знания еще свежи. Следующий пик – это время окончания бакалавриата, когда молодые люди продолжают образование и находятся в «высокой фазе развития». В возрасте 45-49 лет наблюдается еще один пик грамотности. Возможно, эта возрастная группа включает в себя самых высокообразованных и высококвалифицированных взрослых, полагают исследователи. В целом же с возрастом уровень навыков снижается.
Рисунок 2. Компетенции и образование.
Нужно понимать, подчеркивают авторы исследования, что Россия за последние 20 лет претерпела сильные изменения, которые коснулись всех сторон общественной жизни. И образование сильно среагировало на политическую и экономическую трансформацию.
«Группа в возрасте 31-35 лет училась в средней общеобразовательной школе в годы перестройки и образования нового государства, – пишут исследователи. – Снижение уровней грамотности отражает сложности их общеобразовательной ситуации» (рис. 3).
Впрочем, ИКТ-навыками эта когорта овладела в достаточной мере. Компьютеры вошли в повседневную жизнь, когда представители этого поколения были еще подростками.
Рисунок 3. Грамотность и возрастные когорты.
Исследование рассматривает четыре группы профессий, различающихся по уровню квалификации и уровню образования.
Высококвалифицированные профессии – топ-менеджеры и руководители компаний.
«Белые воротнички» – профессии средней квалификации, требующие высшего образования, например, офисные работники.
«Синие воротнички» – профессии, требующие начального или среднего профессионального образования, например, механик или работник сельского хозяйства.
Элементарные профессии – без особых требований к квалификации или образованию, такие, как курьер или дворник.
В результатах этой части исследования зафиксирована такая закономерность: со снижением уровня квалификации уровни навыков в области чтения и математики имеют тенденцию к незначительному уменьшению (рис. 4).
Рисунок 4. Квалификация и грамотность.
Налицо и другая любопытная деталь: для представителей неквалифицированных профессий читательская и математическая грамотность имеют высокие показатели, – выше, чем у «синих воротничков», представителей технических профессий.
Практический итог исследования PIAAC – это возможный обмен опытом между странами, а значит, и повышение образовательных результатов в будущем и поиск решений в вопросах дефицита кадров на рынке труда.
Результаты исследования помогают лучше понять, какие факторы – возраст, уровень образования и род занятий – благоприятствуют «высокому уровню грамотности и высокому уровню жизни», резюмируют авторы мониторинга.
См. также:
Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень
Российские вузы пытаются преодолеть границы
Массовое образование создает общество равных возможностей
Полный текст презентации «Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC)»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!