Повышение зарплаты учителей – необходимое, но недостаточное условие совершенствования их подготовки. Необходима «комплексная терапия» педагогического образования: его нужно сделать более прагматичным, «призвать в учителя» одаренную молодежь и удержать ее в профессии, подчеркнул в исследовании директор Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак. Многие страны выработали нескольких простых правил, позволяющих привлекать молодежь к преподаванию в школе:
Доклад Анатолия Каспржака основан на результатах анализа реформ педагогического образования в 12 странах Европы, Азии и Северной Америки, проведенного Центром развития лидерства образования Института образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Разработка комплекса мер по модернизации педагогического образования и сети педагогических вузов».
Старение учительского корпуса и необходимость выравнивания возрастного баланса педагогов школ – проблема многих стран, констатирует исследователь. Чтобы привлечь в российские школы молодые кадры, имеет смысл разработать новые карьерные траектории для начинающих педагогов и «усилить» эти профессиональные перспективы денежной поддержкой.
Пока в России карьера молодого учителя может быть связана только с переходом на работу в школьную администрацию, то есть, фактически, с уходом из профессии педагога как таковой, отмечает Каспржак. Профессионального роста, связанного с изменением формального статуса, у российского учителя нет. Исследователь приводит примеры создания карьерных перспектив для педагогов в других странах.
Так, в Великобритании учитель имеет возможность шагать по пяти уровням внутри профессии: новичок, продвинутый молодой учитель, специалист, знаток, эксперт. Этот карьерный алгоритм узаконен, в том числе, Национальным учебным планом.
В Сингапуре каждому учителю после трех лет работы в школе предлагают проходить ежегодную аттестацию. Она позволяет определить, какой из трех путей профессионального развития подходит ему больше всего: старший преподаватель, методист-исследователь или руководитель школы. В каждом случае предусмотрена система надбавок к окладу.
«Особая успешность и востребованность выпускника современной программы подготовки учителя определяется, как правило, его ресурсным превосходством перед возрастным коллегой», – подчеркивает Анатолий Каспржак. Это ресурсное превосходство так или иначе монетизируется. В Финляндии финансовая поддержка молодых кадров выглядела так: был сокращен до 18% зазор между наибольшей и начальной заработной платой работников школ, что сделало профессию привлекательной для молодежи.
«В Великобритании, где зарплата учителя была чуть ниже средней для вчерашних выпускников, ее повышение на 10% привело к существенному – на треть – притоку соискателей и улучшило их качество», – говорится в докладе.
Чтобы выстроить свой стиль преподавания, начинающему учителю нужно уже во время учебы активно практиковаться в школе. В России такая практика подчас носит формальный характер, и здесь нужна некоторая «работа над ошибками».
В США, например, распространена так называемая клиническая модель (the clinical model) подготовки учителей – аналог ординатуры медицинского вуза, которая подразумевает интенсивную практику (подробнее об этом см.: Американские рецепты для российской педагогики).
В большинстве университетов Финляндии, которые занимаются подготовкой учителей, есть своего рода «клиническая база» – школы для стажировки студентов.
В Великобритании молодой учитель начинает самостоятельно работать, уже имея полтора – два года стажа «под присмотром» учителя-наставника.
Во Франции на втором курсе магистратуры студент после сдачи первого государственного экзамена работает четыре дня в неделю в школе и получает зарплату, что служит неплохим рычагом мотивации.
Болонский процесс, гармонизирующий образовательные практики европейских стран, также предполагает апгрейд подготовки учителей. Анатолий Каспржак обозначил основные схемы реформ, которые предприняли разные страны в результате интеграции в общеевропейское образовательное поле.
Общий сюжет реформ – трансформация отраслевых вузов. Однако в разных странах она пошла по разному пути.
Там, где педвузы были отделены от классических университетов (как, например, во Франции), в них велась подготовка учителей начальных классов, воспитателей и дефектологов. В Германии же, где практиковалась интеграция классического университетского и учительского образования, в пединститутах произошло выделение программ бакалавриата и магистратуры. Исследователь считает, что «подобное разделение позволяет отложить время принятия решения относительно выбора учительской профессии, провести дополнительные испытания “на входе”, разделить предметное (бакалавриат) и педагогическое (магистратура) образование».
Выпускники образовательных программ, сформировавшиеся в определенной философской (педагогической, дидактической, психологической) культурной традиции, явно проиграли рынок технологически подготовленным специалистам широкого профиля, убежден автор доклада.
В этом смысле показателен пример Польши, где узкий специалист, например, учитель истории, покидал школу маленького городка, поскольку не имел нагрузки. На его место брали педагога, который имел две специализации и был лучше технологически подкован.
Физика и искусство, история и физкультура – такие комбинации «разношерстных» предметов предлагают преподавать учителям в Германии, и этой практике уже не одно десятилетие. В России пары профильных предметов учителя обычно не столь контрастны. Например, физика идет в тандеме с астрономией, химия – с биологией, история – с обществознанием.
В Финляндии значительная часть выпускников специальности «учитель начальной ступени» получают параллельно квалификацию преподавателя того или иного предмета из курса средней школы (7-9 класс). Такая практика поощряется государством, и в малонаселенных и отдаленных районах предпочтение при зачислении на должность отдают претендентам, которые имеют квалификацию для преподавания во всех классах школы.
Адресная подготовка учителей стала обычной практикой в ряде стран. Анатолий Каспржак анализирует схему педобразования, принятую в Финляндии. Там выделены несколько групп педагогов:
В Германии также весьма логичный подход к подготовке учителей: содержание образовательной программы, которую должен освоить будущий педагог, зависит не только от того, какой предмет он собирается преподавать, но и от того, в какой школе – начальной или средней – он намерен продолжить свою профессиональную деятельность.
Разумный прагматизм в подготовке учителей в разных странах «стал существенно влиять на содержание образовательных программ, определение “мест”, которые их реализуют, а также – обеспечил молодых учителей ресурсами, которые способствовали их закреплению в профессии», делает вывод Анатолий Каспржак. Модернизация такого рода стимулировала единение подготовки и повышения квалификации.
В результате реформ системы подготовки учителей во многих странах сложились тенденции, на которые как раз и рассчитывали реформаторы, подчеркивает докладчик.
Во-первых, по словам Каспржака, система подготовки учителей перестала быть ведомственной, она «открылась», что в сочетании с мерами стимулирования учителей позволило в определенной степени решить задачу привлечения в профессию лучших кадров.
Во-вторых, базовой единицей проектирования стала «готовая к постоянным изменениям образовательная программа». Ее содержание согласуется с потребностями рынка труда, что также мотивирует молодежь к работе в школе.
Впрочем, важно мобилизовать талантливую молодежь не только «на выходе» из образовательного учреждения, но и «на входе», отмечает исследователь. Одним из показателей престижности профессии учителя служит «качество исходного материала» – абитуриентов педагогических образовательных программ. Так, в Финляндии и Южной Корее абсолютное большинство первокурсников, осваивающих педагогику, приходят из первой трети лучших выпускников школ. Для сравнения: в США таких студентов меньше четверти.
Разумный отбор в учительскую профессию «на входе» разработал Сингапур. Там среди наиболее способных учащихся старших классов средней школы – это треть общего числа выпускников – тщательно отбирают молодых людей для привлечения в педагогическую профессию. Им уже во время учебы в школе предлагают ежемесячное пособие, близкое по размеру к месячной зарплате недавних выпускников вузов в других профессиях. Те, кто соглашается на эти условия, должны будут в будущем отработать в школе как минимум три года.
В Финляндии, когда конкурс на учительские программы снизился, были искусственно сокращены контрольные цифры приема, и конкурс на учительские специальности возрос. В итоге увеличился проходной балл, что создавало представление о том, что в учителя могут попасть только лучшие.
Существуют и другие схемы отбора будущих педагогов. Например, наряду с централизованным тестированием (аналог ЕГЭ), проводятся собеседования на пригодность к учительской профессии, творческие конкурсы, запрашиваются рекомендации и пр. Такие процедуры, с одной стороны, действительно позволяют отбирать в учителя лучших, а с другой стороны – создают ореол исключительности профессии учителя, комментирует Анатолий Каспржак.
Россия может извлечь из зарубежного опыта реформ как минимум четыре урока, считает Анатолий Каспржак.
Можно, например, пойти по примеру Франции, где поступать в Институты подготовки учителей разрешается студентам бакалавриата любой направленности, но после сдачи государственного экзамена по 1-2 предметам, которые выпускник в перспективе собирается преподавать.
В Великобритании, когда система образования испытывала недостаток учителей математики и естественных наук, выход был найден в привлечении дипломированных специалистов, для которых были созданы особые учебные программы. В Германии в ситуации острого кадрового дефицита доступ к учительской профессии на время открывается представителям других профессий. Так, учителями информатики могли стать специалисты в области IT-технологий после прохождения стажировки в школе.
Стоит предусмотреть механизмы, обеспечивающие возвращение в профессию. Например, реформировать дополнительное образование учителей, создать профессиональные стандарты, ввести квалификационные экзамены.
Если предусмотреть возможность получения будущим учителем второй специальности, то можно надеяться, что в школу придут подготовленные и востребованные специалисты, заключает Анатолий Каспржак.
См. также:
Россияне читают лучше, чем считают
Массовое образование создает общество равных возможностей
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!