Услуги коучинга становятся все более востребованными в российской деловой среде. Между тем, бизнес-коучинг – это относительно молодое явление в России, которое, как и многие другие области деятельности зародилось в стране в 1990-е годы.
Под бизнес-коучингом понимают профессиональную помощь в развитии и повышении эффективности компании. Но существует много направлений современного делового коучинга, авторских методик, которые в самой профессиональной среде нередко вызывают путаницу, а у клиентов-компаний – сложности в выборе коучей. При этом клиенты не всегда четко представляют, каких конкретных изменений они хотят от себя и своих сотрудников и, какую роль они отводят коучу.
«Это рыцарь на белом коне, который все изменит, крутой тренер, который приведет компанию к олимпийской награде или это все-таки вдумчивый эксперт, способный помочь найти правильный путь?», – задала риторический вопрос в ходе презентации своего доклада «Коучинг в организациях и в бизнесе. Запросы и формы применения» основатель Международной Федерации Коучинга – Россия (ICF-Russia) и генеральный директор Международной академии коучинга Светлана Чумакова.
Одна из наиболее распространенных причин использования услуг коучей компаниями – необходимость разрешения конфликтных ситуаций. По данным международных исследований, рассказала Чумакова, помощь в решении конфликтов – запрос номер один для бизнес-коучинга. Это актуально для компаний по всему миру. При этом ученые и эксперты все больше внимание обращают на поколенческие конфликты. Дело в том, что представители поколения X и поколения Y, начинающего приходить сейчас на управленческие должности, нередко отличаются в своих подходах к работе и ведению бизнеса.
В российском контексте проблема конфликтов еще осложнена и советским наследием в стиле управления. «Советский стиль управления, все еще живой на клеточном уровне, – самый большой источник конфликтов в российской бизнес-среде», – считает Чумакова. По ее словам, этот стиль могут неожиданно проявлять даже самые сильные и современные лидеры.
Если говорить более конкретно о запросах компаний на коучинг, то в международном контексте наиболее востребован executive коучинг (коучинг первых лиц компании). Об этом рассказал доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования факультета психологии НИУ ВШЭ и руководитель практики коучинга компании BESTT&DGroup Алексей Улановский. Он представил результаты недавнего международного исследования, которое было проведено в 19 странах мира, включающее 235 опросов внутренних и внешних коучей компаний с численностью от 100 до 20 тысяч человек.
Согласно исследованию, 57% компаний прибегают к услугам бизнес-коучей. Более половины компаний используют внутренний коучинг в течение 3-20 лет. Россия не входила в данное исследование, но спикер отметил, что результаты, вероятно, отличались бы в меньшую сторону от западных и по распространенности обращения к коучингу, и по времени пользования данной услугой.
По степени приоритетности запросы, по оценкам опрошенных экспертов-коучей, распределены следующим образом: лидерский коучинг для поведенческих изменений, коучинг карьерного перехода/карьерного успеха, выполнение деятельности и развитие, коммуникативные и межличностные навыки, коучинг сотрудников среднего уровня. Говоря о лидерском коучинге, Улановский рассказал, что существует прямая взаимосвязь между длительностью коучинговых интервенций и уровнем лидера. Чем выше уровень лидера, тем дольше продолжается коучинг. Для руководителей низшего звена длительность работы с коучем может составлять до шести месяцев, для топ-менеджеров – до четырнадцати.
Одна из главных задач коучинга – выявление, постановка целей и поиск ресурсов для их достижения. Между тем, истинные запросы компаний часто отличаются от официальных и тех, с которыми в идеале должны работать коучи, заметил Алексей Улановский. «Когда компания заказывает коуча, запрос нередко формируется именно на языке проблемы, “затыка”. Допустим, сотрудник не справляется с какими-то вещами и ему нужна помощь, например, в тайм-менеджменте», – пояснил докладчик. И это, по его словам, особенно проявляется в условиях российского бизнеса, который пока еще только привыкает к культуре пользования услугами коучинга.
Эту глобальную тенденцию подтверждают и результаты исследования. Так, например, в числе наиболее востребованных фактических запросов от компаний, по данным исследования, присутствует тимбилдинг, который не является чистой прерогативой коучинга.
В решении глобальных вопросов развития человеческих ресурсов компании может помочь психоаналитический подход в коучинге. Это одна из наиболее старых зарекомендовавших себя практик, которая позволяет рассмотреть ситуацию глубже уровня декларируемых целей.
Психоанализ и бизнес-коучинг, по словам Улановского, долгое время рассматривали, как оппозиционные вещи. Тем не менее, психоаналитический подход к работе с организациями, развитию лидерства и коучингу – устоявшийся и зарекомендовавший себя подход. Но есть большая разница между классической психоаналитической работой (психоанализом на кушетке) и психоаналитическим подходом в бизнесе. Так в классическом психоанализе продолжительность походов к психоаналитику не определяется исходным запросом и возможна «до победного». В психоаналитическом бизнес-коучинге продолжительность, как рассказал Улановский, связана с конкретным результатом и запросом клиента. Сессии при этом могут проходить где угодно, ограничения в виде кабинета консультанта-коуча не существует. Время сессии варьируется – в среднем от получаса до двух часов. «Допускаются комбинирование различных техник и методов диагностики и самой работы, не обязательно чисто психоаналитических. Избегаются “глубокие раскопки” и чрезмерный уход в травматический опыт, завершения работы “на полуслове” и “обрывы” темы. Вместо этого, отдается предпочтение традиционным для бизнес-коучинга процедурам резюмирования и общему стремлению к завершенности на каждой сессии. Клиент не должен уходить от коуча в разобранном состоянии», – пояснил Улановский.
Психоаналитический подход к бизнес-коучингу может проигрывать по своим обещаниям и краткосрочности другим видам коучинга. В то же время, как рассказал Улановский, исследования эффективности коучинга показывают, что в краткосрочном формате можно решать отдельные поведенческие запросы клиента. «Можно ли за короткий срок содействовать глубинной трансформации личности в коучинге? Это уже более сложный вопрос. Нет исследований, подтверждающих это», – пояснил Улановский.
См. также:
Психоанализ поможет бизнесу
Успех бизнеса зависит от мотивации сотрудников
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!