«Сливки азиатско-американской академической экзотики» – так можно назвать филиалы ведущих университетов США в странах «четверки восточноазиатских тигров» (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань).
Но смогут ли американские образовательные «имплантаты» в Восточной Азии продержаться хотя бы десять лет? Не отторгнут ли Сингапур и Гонконг эти «чужеродные тела»? На этот вопрос профессор информатики Гарвардского университета, бывший декан Гарвардского колледжа Гарри Льюис отвечает так: все зависит от политической гибкости руководства кампусов, его способности умерить амбиции в соответствии с ценностями «принимающей стороны». Его статья «Приживутся ли ведущие американские вузы в Азии?» вышла в журнале «Международное высшее образование», посвященном интернационализации высшей школы. Журнал издается НИУ ВШЭ с 2014 года и представляет собой русскоязычную версию бюллетеня Бостонского колледжа (США) «InternationalHigherEducation».
Открывая новый филиал в Шанхае, ректор Нью-Йоркского университета Джон Секстон заявил: «Для меня нет проблемы в том, чтобы провести разграничения между академическими свободами и политическим правом на свободу слова». Но такой радикальный компромисс – отказ от свободы политического самовыражения – означает предательство самой идеи образования, которая заключается в поисках истины, убежден профессор Льюис.
«Восточноазиатские тигры», прежде всего Сингапур и Гонконг, открывают все новые совместные программы с университетами США. Однако в Сингапуре часть громких проектов закрылась. Гонконг пока более приветлив к американским вузам, отмечает профессор Льюис. Новость о том, что Чикагская бизнес-школа перебазирует свою программу из Сингапура в Гонконг, была встречена гонконгцами с энтузиазмом спортивных болельщиков, обрадовавшихся «перекупке» звездного игрока.
Однако в действительности изменения в сфере высшего образования больше похожи на эволюцию, чем на спортивные соревнования, полагает Гарри Льюис. А эволюция – это не только выживание, но и вымирание. Ряд американских форпостов в Сингапуре, например, Школа исполнительских искусств им. Тиша при Нью-Йоркском университете, Высшая школа гостиничного менеджмента при Университете Невады в Лас-Вегасе, тоже сворачивают свои программы.
Даже если вузы США в Восточной Азии выстоят, не мутируют ли они настолько, что станут неузнаваемыми? Не утратят ли они черты американского оригинала и не забудут ли об «аутентичных» политических идеалах? «Все подобные инициативы – это всего лишь эксперимент, работа, которая ведется вслепую», – отвечает на вопросы автор статьи. Ясно одно, считает он: университетам США в Восточной Азии придется идти на немалые моральные компромиссы.
Азиатские страны пытаются за короткое время приспособить свою высшую школу к американским образцам, создававшимся двести лет. А некоторые вузы США, в свою очередь, считают, что перед ними мостик к новым интеллектуальным пространствам. «К сожалению, они (американские вузы) рассматривают их как огромные многообещающие территории для захвата, на которых нет естественной конкуренции», – подчеркивает Гарри Льюис. Но такой расчет университетов США не всегда оправдывается.
Вероятно, эксперимент по открытию некоторых новых вузов окажется мутацией, которая не впишется в восточноазиатскую «экологическую нишу», полагает эксперт. Дело в том, что одним из условий выживания университета США в странах региона оказывается его готовность отказаться от свободы слова и мысли. Между тем для университета отказ от этих ценностей означает отказ от своей исконной миссии – поиска правды. Не станет ли в таком случае работа университета бесполезной, задает риторический вопрос автор статьи.
Часть американо-азиатских программ потерпела финансовый крах. Так, отделение Университета Невады закрылось потому, что правительство Сингапура больше не желало в него вкладываться. А совместная сингапуро-американская программа, реализованная Высшей школой права Нью-Йоркского университета, была закрыта после того как закончились средства крупной государственной субсидии.
Если работать в Сингапуре оказывается столь экономически невыгодным (а это связано и с усилением сингапурского доллара), то как поведут себя американские вузы в Гонконге? Это во многом зависит от того, насколько местное правительство будет готово и дальше их субсидировать.
К примеру, Чикагскую бизнес-школу привлекло именно щедрое предложение руководства Гонконга: вуз платит за аренду помещений, расположенных в историческом районе города, всего 1000 гонконгских долларов за 10 лет. Это примерно 128 долларов США. «Хочется верить, – делает ремарку Гарри Льюис, – что местные гонконгские университеты, которые развиваются в соответствии с законами эволюции, могут работать в таких же условиях».
Так или иначе, существует риск, что вслед за Сингапуром правительство Гонконга передумает и сочтет нынешние инвестиции неразумными. Руководству Гонконга следует подождать несколько лет, прежде чем праздновать триумф. Льюис цитирует аргумент одного из сингапурских чиновников: «Если известный вуз не может заставить студентов платить рыночную стоимость за обучение, значит, видимо, бренд этого вуза стал не таким уж привлекательным».
Сможет ли выжить один из самых громких проектов – кампус Йельского национального университета в Сингапуре? Найдутся ли необходимые для этого объемы совместного сингапуро-американского финансирования и достаточное количество студентов? Часть подобных программ США в регионе закрылась. «Руководство Йельского университета серьезно озабочено тем, как будут осуществляться свобода слова и свобода самовыражения в условиях, когда можно запросто попасть в тюрьму всего лишь за несогласие с линией правительства», отмечает Гарри Льюис. С этой точки зрения, полагает эксперт, у университетов США в Гонконге более оптимистичные перспективы.
Ректор Нью-Йоркского университета Джон Секстон, декларируя «соглашательский» курс и разграничивая академические и политические свободы, ошибается, убежден автор статьи. Любой вопрос может получить политическую окраску, не только в области гуманитарных наук, но и в сфере частной бизнес- или юридической практики. «Если университет предоставляет студентам возможность изучать любые социальные науки, отказ от свободы политического самовыражения означает предательство самой идеи образования, которая заключается в поиске правды», – заключает профессор Льюис.
См. также:
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!