Выпускники российских вузов, техникумов и колледжей не обладают тем набором навыков и компетенций, которых ждет от них работодатель. Дисбаланс на рынке труда и рынке образования, несоответствие спроса и предложения на квалификации, компетенции, навыки – серьезные проблемы, препятствующие росту производительности труда, развитию бизнеса и экономики, отметил Кирилл Васильев. В докладе «Развитие рабочих кадров в регионах России: актуальные задачи и возможные решения» он предложил ряд решений, которые способствовали бы решению проблемы.
Проект Всемирного банка, направленный на устранение сложившегося дисбаланса, планируется реализовать в десяти регионах на деньги МБРР, федерального бюджета и субъектов РФ. «Основная доля денег и проектных усилий пойдет в регионы. Однако мы ожидаем некоторые сдвиги и на федеральном уровне», – отметил автор исследования.
В постсоветский период не удалось полностью отойти от традиционного устройства системы профессионального образования, которое сложилось еще в СССР, где государство выступало одновременно и как заказчик, и как провайдер, и как потребитель образовательных услуг. «В дальнейшем государство отказалось от роли потребителя рабочих кадров, но не передало никаких полномочий новому игроку, который пришел на его место – частному бизнесу, – пояснил Васильев. – В итоге мы столкнулись с отсутствием стимулов и заинтересованности в решении проблемы дисбаланса спроса и предложения навыков на рынке труда и в ведении диалога между государством и бизнесом».
Сейчас ситуация выглядит довольно странно: государство выступает заказчиком подготовки кадров, платит за профессиональное образование, но не учитывает реальных потребностей рынка труда, обозначил проблему спикер.
Проект Всемирного банка предлагает несколько ключевых изменений в системе профессионального образования.
Во-первых, должны сформироваться и заработать связи между рынком труда и системой образования благодаря появлению посредников – агентов рынка труда.
Во-вторых, довузовское профессиональное образование должно базироваться на общем образовании и стремлении избежать ранней специализации. «Не следует вынуждать молодых людей выбирать профессию в пятнадцать лет. Выбирая колледж, студент должен поступить не на сварщика, а на строителя как обобщенную профессию, – пояснил Васильев. – Дальше внутри этой программы человек будет перенастраиваться, выбирать разные образовательные и профессиональные траектории». Переходы между специализациями и уровнями образования должны быть легкими, а выбор провайдеров образовательных услуг – широким.
В предложенной концепции специалисты выделили три блока в системе профподготовки: ключевые навыки (общеобразовательная программа), профессиональные навыки и специализация – профессия.
Программы обучения и профподготовки для молодежи должны длиться три года, из которых в первые полтора-два года упор делается на освоение общеобразовательных навыков. Вслед за этим постепенно будет происходить формирование общепрофессиональных навыков. В конце обучения начинаются пробы себя в профессии: в последний год – подготовка к конкретному рабочему месту.
Формировать первичные навыки будущих молодых специалистов должны школа и крупный колледж, общепрофессиональные навыки – колледж или вуз. За формирование навыков третьего уровня отвечает бизнес: предприятие, колледж, интегрированный с предприятием, или центры профобучения.
Принципы подготовки взрослого населения должны быть несколько иные. Программы профподготовки должны быть максимально эффективные и короткие. «Центры подготовки нужно приблизить к работодателям, а работникам необходимо предоставить возможность получить высокую квалификацию в процессе первоначальной подготовки или быстро повысить квалификацию в течение 6-12 месяцев, – рассказал Васильев. – Также должен быть большой выбор программ профподготовки и провайдеров образовательных услуг».
Для успешной реализации новой системы профобучения самое главное условие – это заинтересованность и вовлеченность представителей бизнеса в ее реализацию.
«Бизнес должен участвовать в принятии решений по ключевым вопросам: финансированию, в том числе, распределению госфинансирования по организациям и программам, кадровым решениям – назначению, увольнению, определении уровня зарплаты руководителям колледжей», – перечисляет Васильев. Бизнес же должен готовить преподавателей колледжей за счет государства и заниматься их переподготовкой, а сотрудники компаний должны обучать студентов профессии.
В финансировании программы подготовки профессиональных кадров, согласно программе Всемирного банка, должны участвовать все: и государство, и бизнес, и население. Государственное финансирование будет доминировать в общеобразовательной и общепрофессиональной программе. Бизнес и работодатели станут софинансировать подготовку к работе по профессии. Население обяжут оплачивать подготовку лишь по неприоритетным профессиям, например, парикмахера, юриста, бармена.
Не ясно, правда, какие стимулы заставят население выбирать рабочие специальности и идти учиться на сварщика, а не на юриста, например. По мнению руководителя Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергея Рощина, проблема не столько в том, что люди не осведомлены обо всех плюсах такого рода профессий, а в том, что бизнес сам не заинтересован в привлечении данных специалистов, предлагая им низкую заработную плату.
См. также:
Рост зарплат и карьерные перспективы привлекут будущих учителей
Работодатели ищут специалистов широкого профиля
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Религия влияет на способ поиска работы
Рынок труда сегодня – рынок продавца
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!