Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Рабочий класс больше других подвержен бедности

Рабочий класс больше других подвержен бедности

Бедность в России побороть нелегко, поскольку она неоднородна. В число малоимущих одновременно попадают сельские жители, не вписавшиеся в постиндустриальную эпоху, низкоквалифицированные рабочие, «синие воротнички», профессора и родители несовершеннолетних детей. К каждой категории бедных требуется свой подход и отдельные формы господдержки, утверждают профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова и доцент факультета экономики НИУ ВШЭ Василий Аникин

Принято считать, что в России много бедных, а зарплаты в стране одни из самых низких в мире. Впрочем, бедность – понятие относительное и во многом зависит от того, как именно она измеряется и что под ней понимается.

Наталья Тихонова и Василий Аникин в статье «Бедность в России на фоне других стран», опубликованной в журнале «Мир России» объяснили, что собой представляет «бедность по-российски», в чем ее уникальность и каким образом следует с ней бороться на уровне федерации, региона и муниципалитета.

Россия – небедная страна

Россию в целом нельзя назвать страной бедных, отметили авторы статьи. Практически по всем ключевым показателям социально-экономического развития, характеризующим уровень жизни, РФ занимает промежуточное место между Великобританией и Германией, с одной стороны, и странами БРИКС, с другой, при этом находясь ближе к развитым, а не развивающимся странам.

При этом специфика российской бедности в ее неоднородности и гетерогенности, при которой в отдельных регионах и типах поселений существуют разные типы бедности, характерные для различных и даже взаимоисключающих эпох.

К примеру, в деревнях и селах имеет место прединдустриальная (другими словами, доиндустриальная) бедность, характерной чертой которой является широкое распространение натурального хозяйства и низкая производительность труда. Также там сильна зависимость от геоклиматических условий, очень низкий и нестабильный уровень доходов жителей, повышенный уровень детской смертности и пр.

Такой же вид бедности можно встретить в малых городах среди мигрантов из сельской местности, которые не вписались в городскую среду. «Экономическая основа бедности “новых горожан” – крайне низкая заработная плата из-за низкого уровня их квалификации», – подчеркнули авторы статьи.

Сельские жители оказываются бедными во многом по причине «умирания» села. Они постепенно утрачивают связь с землей и маргинализируются, ведь ничему другому их не научили. Такова, например, в значительной степени сельская бедность Нечерноземья или северо-западных районов страны, жители которых в большинстве своем не имеют в собственности ни земли, ни скота.

Труд не оценен

Другой, самый распространенный тип российской бедности – это индустриальная бедность.

Индустриальная бедность характерна для всех стран, находящихся на этапе индустриального развития, подчеркивают авторы статьи. Она обусловлена избыточным предложением низко- и среднеквалифицированного труда. Отсюда вытекают низкие зарплаты этой части рабочей силы, независимо от того, относятся ли ее обладатели к представителям физического (разнорабочие) или нефизического (торговля и т.п.) труда.

В данной категории безработных бедных оказывается крайне мало, все бедные трудоустроены, но получают очень небольшие зарплаты. Балом правят работодатели, которые при отсутствии сильных профсоюзов устанавливают свои, весьма жесткие и не всегда справедливые правила игры на рынке.

Индустриальная бедность превалирует практически во всех развивающихся странах.

В составе работающих бедных в России очень высока доля низко- и среднеквалифицированных рабочих, составляющих 45% всех работающих бедных, а также низко- и среднеквалифицированных работников нефизического труда, составляющих еще почти 20%. В небедных слоях российского населения доля этих профессиональных групп вдвое меньше, и составляет всего треть.

При этом если для неквалифицированных работников нефизического труда вероятность оказаться в бедности «по доходам» заметно выше, чем для россиян в целом, но все же менее 30%, то разнорабочие и рабочие 1-2 разряда уже почти в 60% случаев оказываются в числе бедных. «Таким образом, сегодня в России костяк работающих бедных составляют те, кто традиционно относится к ним на раннеиндустриальном и индустриальном этапах развития», – подчеркивают авторы статьи.

Они также отмечают, что избыточное предложение низкоквалифицированной рабочей силы в последние годы очень активно подпитывалось миграцией из ряда бывших советских республик и некоторых азиатских стран, в то время как в других странах БРИК, как и в свое время в Европе, источником его была, прежде всего, миграция из сельской местности в города с одновременным резким сокращением доли сельского населения.

Государство превращает профессионалов в бедняков

Третий тип бедности – постиндустриальная бедность – превалирует в развитых странах и почти не встречается в развивающихся, но существует в России. Это тип бедности, при котором отдельные специальности и профессии оказываются не востребованы в силу экономического развития и глобализации. Например, в ситуации, когда производства переводятся из Европы в Азию, целый ряд специалистов оказываются без работы. Будучи первоклассными инженерами, они не соглашаются перепрофилироваться в продавцов и оказываются не у дел.

В России, отмечают авторы статьи, ситуация особая: основным работодателем для профессионалов является государство, которое, несмотря на повышение зарплат бюджетникам, оплачивает труд специалистов более скупо, чем частные организации. В условиях сильных региональных различий в стоимости жизни и доходов, материальное положение их часто оказывается хуже среднего. В результате, в состав бедных, в том числе и хронически бедных, в России попадает весьма заметная часть населения с высоким образовательным уровнем.

Бедные поневоле

Четвертая категория бедности, широко представленная в нашей стране, – бедность из-за неблагоприятных семейных обстоятельств. Болезнь кого-то из членов семьи, развод в семье с несовершеннолетними детьми, смерть кормильца ставит людей на грань выживания.

Как отмечают Аникин и Тихонова, «при низких зарплатах и слабой семейной политике под угрозой бедности многие семьи оказываются уже в силу простого наличия в них несовершеннолетних детей, а тем более, при каких-либо семейных несчастьях, в частности тяжелом заболевании или даже просто плохом здоровье кого-то из членов семьи». Плохое здоровье увеличивает риск попадания в бедность «по доходам» втрое, а риск нахождения в хронической бедности – более чем в пять раз; более чем вдвое возрастает и риск бедности в случае наличия в семье несовершеннолетних детей, причем с годами эти тенденции усиливаются.

Индивидуальный подход

Неоднородность российской бедности сильно затрудняет борьбу с ней, – утверждают авторы статьи. Те меры, которые будут эффективными, например, в Москве, могут не дать никакого эффекта в Ингушетии и наоборот.

Каждая категория бедных требует составления отдельной программы господдержки.

В частности, при борьбе с бедностью «по семейным обстоятельствам» предлагается подумать о развитии различных страховых программ, а также дать возможность людям в любом возрасте получать образование и новую специальность наравне с другими.

Для того чтобы победить доиндустриальную бедность, авторы статьи считают необходимым распространять в сельской местности систему производственного обучения молодежи по требующимся не только в селах, но и в городах, специальностям с последующей организованной миграцией части сельской молодежи в города.

См также:

Россияне живут хорошо только благодаря неофициальным доходам
Треть российских семей имеют сбережения
Семьям с детьми трудно делать сбережения
Россияне учатся правильно потреблять
Неравенство в России растет вместе с доходами

 

21 ноября, 2014 г.