Волонтерское движение – важный общественный институт, однако в России он еще только формируется. Марина Спирина попыталась изучить и сравнить внутреннюю организацию и принципы функционирования формальных волонтерских объединений социальной направленности в России и во Франции, где волонтерство хорошо развито.
Для этого автор исследования постаралась решить несколько исследовательских задач:
Эмпирической базой исследования стала серия из 14 глубинных экспертных интервью с руководителями волонтёрских организаций во Франции и в России.
Также был проведён содержательный анализ юридических документов, уставных и коммуникационных материалов добровольческих объединений в каждой из изучаемых стран (проанализировано около 40 документов объёмом свыше 200 страниц печатного текста). В частности, были рассмотрены законы и подзаконные акты, регламентирующие деятельность некоммерческого сектора в России и Франции, а также проанализированы своды правил, кодексы чести, буклеты и презентации, рекламные материалы и ежегодные отчёты организаций, члены которых участвовали в интервьюировании.
Волонтерские движения России и Франции отличаются не только структурой и юридическим статусом, но и концептуальным определением добровольчества, отметила Марина Спирина.
Во Франции это институт гражданского общества и социальной кооперации. Организации действуют в структурированной институциональной среде, формальные нормы которой не могут быть проигнорированы, т.е. место волонтерских структур строго определено, а законодательная база разработана и упорядочена.
В России добровольческое движение существуют в слабо структурированной и изменчивой институциональной среде, где соответствующие нормы и практики только начинают формироваться. Законодательная база недоработана, частично устарела, а ее эффективность вызывает сомнения.
Потому французские организации отличает сложная формализованная структура со множеством подразделений, внутренней иерархией, высокой степенью бюрократизации и высокими барьерами для желающих войти. Внутри организаций - приоритет формальных правил и норм, вдобавок, по словам автора «заметно значительное влияние внешних институциональных акторов». Оборотной стороной формализма, является высокий уровень специализации и профессионализма волонтеров и работников.
Российские волонтерские объединения, напротив, не формализованы, а их структура размыта. Внутри организаций зачастую отсутствуют иерархические отношения, приоритет отдается неформальным правилам и нормам. Это снижает уровень бюрократизации, но ведет к нечеткости функций и их дублированию, а также низкому уровню специализации волонтеров, когда все делают всё.
Таким, по словам Марины Спириной, французская модель добровольчества в большей степени близка к механизму регулирования «институциональной» организации, тогда как российские добровольческие объединения представляют собой яркие архетипы «сетевых» организаций.
См. также:
Волонтеры чувствуют себя счастливыми и больше доверяют людям
Недоверие ослабляет гражданственность молодежи
Люди охотнее жертвуют деньги, чем время
Средний класс чаще проявляет гражданскую активность
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!