Массовые открытые онлайн-курсы (Coursera, Udacity, edX, HarvardX и пр.) привлекают все больше слушателей во всем мире. Вопрос в том, каковы объемы того образовательного багажа, который учащиеся в итоге уносят с собой. Ведь до конца программы доходит лишь малая часть аудитории. Уровень отсева может превышать 90%, привела Татьяна Семенова данные ряда исследований.
Эксперты объясняют высокий уровень выбытия учащихся цейтнотом, большим количеством усилий для учебы и падением интереса к предмету. При этом, выявляя факторы отсева, исследователи обычно сравнивают между собой слушателей, закончивших курс, и тех, кто выбыл. Однако причины «выпадения» из процесса все же следует искать глубже – уже «на входе» в систему MOOCs, доказывает Татьяна Семенова. Все решает мотивация. Важно, с какой целью студент начинает учиться на массовых онлайн-курсах - из-за интереса к излагаемому предмету и/или желания извлечь из этого «дивиденды» в виде повышения на работе, а также какой образовательный опыт у него есть.
Для выявления мотивов и образовательного «арсенала» учащихся исследователь проанализировала базу данных, включающую административные и опросные данные слушателей четырех экономических курсов НИУ ВШЭ, проведенных на онлайн-платформе Coursera в 2014 году. Это «Основы микроэкономики», «Макроэкономика», «Теория отраслевых рынков» и «Финансовые рынки и институты» (все они были прочитаны на русском языке и прошли с февраля по июль).
Общее число зарегистрировавшихся на эти курсы составило 67055 человек, из них 15% приняли участие в опросе, запущенном до начала учебы. Такой «замер» позволяет изучить стартовые условия обучения и намерения студентов относительно учебы. В исследовании учитывались социально-демографические данные учащихся (пол и образование), причины выбора курса и опыт посещения других курсов на Coursera.
Согласно административным данным по слушателям четырех онлайн-курсов, в среднем на один курс записались 16 764 человек (рисунок 1).
Показательно, во-первых, что при этом только половина из них хотя бы раз посетила страницу курса, отметила исследователь. Остальная часть студентов, по сути, изначально не принимала участия в программе. Они не смотрели видеолекции и не выполняли задания.
Во-вторых, отнюдь не все участники, зарегистрировавшиеся на курс, планировали успешно пройти его до конца и получить бесплатный сертификат. Доля людей, собиравшихся закончить курсы, в среднем составила около трети (32%) от записавшихся.
В-третьих, количество слушателей, успешно завершивших курс, и того меньше. В среднем оно составило 864 человека, варьируясь от 276 человек (курс «Теория отраслевых рынков) до 1984 человек (курс «Финансовые рынки и институты»).
В такой парадоксальной ситуации, когда среди слушателей популярных онлайн-курсов оказалось множество «фантомных студентов», крайне важно учитывать мотив выбора предмета, а также намерение участника пройти курс до конца.
Рисунок 1. Административные данные по участникам четырех открытых онлайн-курсов НИУ ВШЭ
Источник: доклад Татьяны Семеновой.
Для выявления факторов, определявших выбор курса, автор работы применила латентно-структурный анализ Лазарсфельда (ЛСА)*. Это позволило разделить всех слушателей на четыре класса – в зависимости от природы мотивации.
На рисунке 2 видно, что учащихся с внутренней мотивацией больше всего – почти 41%. Почти вдвое меньше тех, кто присоединился к курсам без определенной цели (около 24%). Слушателей с несколькими целями и учащихся, преследующих «разностороннюю цель» в меньшей степени, примерно одинаковые доли (около 17% и более 18%).
Рисунок 2. Распределение слушателей по мотивам выбора курса, %
Источник: доклад Татьяны Семеновой.
Для определения влияния образовательного опыта слушателя и мотива выбора курса Татьяна Семенова применила обобщенную линейную модель с интервальной зависимой переменной.
В качестве независимых переменных – предикторов образовательного опыта слушателя – выступили:
Кроме того, в модель были введены мотивы выбора курса, полученные при латентно-структурном анализе (референтная группа – слушатели «без цели»). В формуле фигурировала и переменная «пол» (женский пол - 1).
Зависимой переменной стала оценка за курс в накопленных баллах от 0 до 100.
В итоге получилось следующее регрессионное уравнение:
у = 12,91 + 3,18*владение русским языком + 1,66*опыт обучения по курсам, имеющим схожую тематику + 5,81* наличие высшего образования + 2,59*опыт участия на других онлайн-курсах – 4,42*женский пол + 2,68*разносторонняя цель (3 класс) + 5,21*цель-интерес (1 класс)
Таким образом, на итоговый балл, полученный по завершении курса, влияют владение русским языком, опыт обучения по предметам схожей тематики, уровень образования, опыт прохождения открытых онлайн-курсов и цель регистрации на курс.
По цифрам расклад выглядит так: владение русским языком увеличивает оценку слушателя более чем на три балла, обучение по предметам схожей тематики – почти на 1,7 балла. Положительно влияет и имеющийся опыт онлайн-учебы, который добавляет почти 2,6 балла. Слушатели с высшим образованием получают оценку выше на 5,8 балла, чем участники без диплома.
Семенова выявила и любопытный гендерный нюанс. Женщины, при прочих равных условиях, получают оценку на 4,4 балла ниже, чем мужчины.
И, наконец, цель учебы на курсах положительно связана с успешным их окончанием: для слушателей, записавшихся из-за внутренних и внешних мотивов, оценка за онлайн-курс повышается на 5,21 и 2,68 баллов соответственно.
Таким образом, у слушателей, проходящих курс в силу внутреннего интереса к нему, а также участников, руководствующихся внешними по отношению к учебе соображениями, достижения будут значимо выше достижений участников, не преследующих определенной цели при прохождении курса, подчеркивает исследователь.
В целом же успешность занятий на курсах зависит и от образовательного опыта учащегося, и от преследуемых им целей.
У слушателя с высшим образованием, с опытом обучения по предмету схожей тематики и опытом участия в других MOOCs, владеющего русским языком и преследующего «разностороннюю цель» (любознательность, карьерные планы) или цель-интерес, баллы за курс будут значимо выше оценки студента, не располагающего названными преимуществами и не ставящего определенную цель при прохождении курса, резюмирует Татьяна Семенова. В этой же плоскости следует искать и причины высокого отсева с массовых онлайн-курсов.
* Для проведения ЛСА использовался табличный вопрос «Укажите, почему Вы участвуете в курсе…».
См. также:
Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Новые технологии изменят университеты
Интернет станет главным помощником в деле самообразования
Все больше россиян попадают в глобальную сеть
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!