Неформальный лидер – персона в коллективе, которая имеет большое влияние вне зависимости от занимаемой должности. Несомненно, это человек с определенными лидерскими качествами. В научной литературе можно найти много информации, описывающий феномен лидерства. Но при этом уделено недостаточно внимания социальным представлениям в отношении личности лидера.
Исследователи из СПбГУ решили выяснить, что понимают под неформальным лидерством разные категории сотрудников – руководители и подчиненные, женщины и мужчины. Для этого был проведен опрос сотрудников сети магазинов, торгующих товарами для ремонта и строительства. Возраст респондентов варьировался от 22 до 56 лет, из них – 30 женщин и 30 мужчин. При этом половина респондентов – руководители с высшим образованием, половина – рядовые сотрудники со средним или высшим образованием.
Выяснилось, что такое качество, как уверенность в себе – важная черта неформального лидера в представлениях всех категорий работников. Масштаб значимости остальных качеств оказался зависимым от пола и должности, следует из статьи «Социальные представления о неформальном лидерстве в организации».
В ходе исследования респондентам предлагалось перечислить качества личности лидера и оценить каждое из них по семибалльной шкале. В результате опроса ученые получили более 200 качеств, которые с помощью привлеченных экспертов – пяти профессиональных психологов – были объединены в категории по смыслу. Получилось несколько категорий лидерских качеств: уверенность в себе, коммуникативность, ответственность, интеллект, харизма, организаторские способности, эмпатия (понимание эмоционального состояния другого), забота о людях, самоконтроль, влиятельность.
В результате анализа оценок респондентов исследователи выделили ядро и периферийные социальные представления. Ядром оказалось такое лидерское качество, как уверенность в себе. При оценке важности этого качества, как отметили авторы, наблюдается наибольшая согласованность сотрудников.
В числе периферийных элементов социальных представлений о неформальном лидерстве – коммуникативные и организаторские способности, ораторское мастерство, интеллект, а также целеустремленность.
Руководители и подчиненные по-разному представляют себе личность неформального лидера и его роль в коллективе.
Так для руководителей наиболее важны ответственность и самоконтроль. Организаторские способности и влиятельность оценены ими как менее значимые.
Подчиненные в своих представлениях, наоборот, наделяют неформального лидера организаторскими способностями.
Вероятно, начальники, по мнению исследователей, высоко оценивают ответственность и самоконтроль, ориентируясь на собственный опыт и понимание роли руководителя. Организаторские способности в их глазах могут быть не столь значимыми, поскольку организационными вопросами должен заниматься официальный руководитель.
Отдельно респондентам предлагалось оценить, какие, по их мнению, функции должен выполнять неформальный лидер в группе. Выяснилось, что подчиненные ожидают от лидера выполнения функций организатора, специалиста, эрудита, эталона (примера для подражания), представителя группы во внешней среде, политика, обеспечивающего максимальную групповую сплоченность.
Однако у руководителей иное представление. Задача неформального лидера, по их мнению, заключается в обеспечении функции генератора настроения и мишени для агрессии. «Они считают, что лидер должен переориентировать агрессию членов группы с руководителя на себя. Таким образом, неформальные лидеры, с точки зрения руководителей, должны следить за эмоциональным настроем группы и при необходимости служить объектом для разрядки эмоционального напряжения», – отметили авторы исследования.
Значимое отличие во взглядах на роль лидера между руководителями и подчиненными заключается в оценке стиля лидерства. По мнению руководителей, лидер должен быть либеральным и не вмешиваться в процесс принятия решений. Подчиненные же рассчитывают на демократичность лидера, его способность влиять на управление. Также, в случае возникновения конфликтных ситуаций, подчиненные ждут от лидера защиты их интересов и настойчивости. А руководители, наоборот, хотят видеть в лидере человека, склонного идти на компромиссы.
В процессе исследования были выделены значимые различия в представлениях мужчин и женщин о качествах и роли неформального лидера. Так для мужчин в числе качеств личности лидера наиболее важным оказалось наличие харизмы, а для женщин – эмпатия. И если для мужчин важно, чтобы неформальный лидер ставил цели и достигал их, то для женщин более значим эмоциональный контакт с лидером.
Женщины в целом отдают предпочтение экспрессивной роли лидера. Они ожидают, что лидеры будут вносить в повседневную жизнь группы недостающие окружающим людям теплоту, внимание и формировать психологический климат в группе. В представлениях мужчин лидеры, в первую очередь, должны уметь быстро решать поставленные перед группой задачи.
См. также:
Современные исследования развеивают мифы о лидерстве
Привязанность к начальнику полезна компании
Топ-менеджерам в России не хватает коучинга
Психоанализ поможет бизнесу
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!