Количество российских домохозяйств, где есть доступ к Сети, с 2003 по 2014 годы увеличилось с 9% до 62%. Также резко возросла популярность поиска работы через интернет на специализированных сайтах. К примеру, на сайте HeadHunter число резюме с 2009 по 2015 годы выросло на 400%.
При поиске работы традиционными методами также стал использоваться интернет. Информацией в Сети пользуется госслужба занятости, предприятия, ищущие сотрудников, а соискатели активно ищут вакансии через соцсети.
Дмитрий Васильев попытался выяснить эффективность интернет-методов поиска работы. Также он анализировал, дополняет ли интернет традиционные каналы поиска работы или вытесняет их. «Само использование интернета не предполагает использования интернет-методов, - пояснил исследователь. – Человек может использовать интернет для своих повседневных нужд, но не использовать его для поиска работы».
В качестве эмпирической базы в работе использованы данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ-ВШЭ) с 2003 по 2013 годы, где респонденты отвечали на вопросы:
Анализируя аудиторию интернет-пользователей, Васильев отметил, что особой популярностью Сеть пользуется у людей в возрасте от 16 - 30 лет. Люди с высшим образованием выходят в интернет в два раза чаще обладателей лишь аттестатов или дипломов о среднем специальном образовании. Чаще всего виртуальное общение происходит дома. Большинство пользователей живут в крупных городах и областных центрах.
Теоретической основой исследования послужила так называемая модель Хулзера (Holzer) 1986 года, где проблема поиска работы преподносится как проблема максимизации настоящей и ожидаемой полезности. Настоящая полезность зависит от соотношения уровня дохода и свободного времени, а также денежных и временных затрат на поиск работы. Когда человек тратит усилия, деньги и время на поиски работы, настоящая полезность уменьшается. Но из-за этих усилий повышается ожидаемая полезность, которая зависит от стратегии поиска и вероятности получить предложение по работе. Предполагается также, что разные методы требуют разных затрат и имеют разную отдачу для разных индивидов. Скажем, для жителей глубинки менее эффективен метод обращения на предприятие, ведь чтобы доехать до города им нужно потратить много денег по сравнению с теми, кто уже живет в городе.
Анализ показал, что поиск с помощью интернета имеет положительную корреляцию со всеми другими методами поиска, кроме государственной службы занятости. Васильев связывает это с тем, что в 2000-е годы эта структура была менее интегрирована в Сеть.
Интернет-методами чаще используются молодые люди, показал анализ. Исключение – 16-19-летние, которые, по словам автора, вообще «редко прибегают к формальным методам поиска». Опять же, респонденты с высшим образование гораздо чаще используют интернет-методы поиска вакансий, чем те, кто получил среднее и среднее профессиональное образование.
Для определения влияния интернета на занятость автором использовалась пробит-модель бинарного выбора: 1 – если у респондента есть работа, и 0 – если работы нет. В расчетах учитывалось наличие домашнего интернета, а также личные характеристики респондентов (семейное положение, пол, пособия, пенсии). Вторая пробит модель изучала влияние интернета на эффективность поиска работы. Контролируемые факторы включали использование интернета, личные характеристики, используемые методы поиска работы, а также регистрацию в госслужбе занятости.
Рассмотрев обе модели, автор сделал вывод, что использование интернета имеет такой же вклад в вероятность занятости, как проживание в Москве или Санкт-Петербурге (где работу найти легче). Работодатели оценивают интернет, как дополнительный человеческий капитал, либо как «некий идентификатор того, что работник обладает достаточными способностями, чтобы освоить навыки, которые будут полезны в работе». А это еще больше повышает вероятность занятости для пользователей интернета.
Интернет, как и ожидалось, играет двойную роль: он повышает эффективность других методов и является самостоятельным инструментом поиска работы.
См. также:
Молодежи требуется помощь в трудоустройстве
Социальная сеть помогает бизнесу расти
Молодежь без образования рискует остаться безработной
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!