Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Экзамены по деловому английскому пользуются успехом

Экзамены по деловому английскому пользуются успехом

Международные экзамены по деловому английскому становятся все более актуальными. Их прохождение является обязательным условием для получения управленческого образования за рубежом и карьерного продвижения

Изменения в системе российского высшего образования, которые произошли в течение последних десяти лет, серьезно поменяли отношение к обучению иностранным языкам в вузах. Российские студенты нередко поступают в магистратуры зарубежных университетов, что требует знаний английского языка на высоком уровне. Серьезному отношению к знаниям английского способствует также стремление российских университетов интегрироваться в международную научную сеть. Так в НИУ ВШЭ все студенты на этапе обучения в бакалавриате сдают экзамен по английскому языку в международном формате.

Профессор департамента иностранных языков НИУ ВШЭ в Перми Татьяна Пермякова и доцент того же департамента Марина Шевелева провели исследование, посвященное восприятию экзамена студентами до и после его прохождения. Несколько групп кандидатов, готовившихся к международному экзамену по деловому английскому языку, опрашивались дважды, первый раз – в процессе подготовки к экзамену, второй – сразу после сдачи экзамена. На втором этапе исследования авторы провели полуструктурированные интервью с преподавателями английского языка на предмет их восприятия экзамена, как стороны, которая обеспечивает процесс подготовки. Исследование проводилось на примере Кэмбриджских экзаменов (BEC, BusinessEnglishCertificate).  

Результаты исследования были представлены в докладе «Восприятие международных экзаменов по деловому английскому языку студентами» на I Международной научно-практической конференции «Иностранные языки в науке и образовании: проблемы и перспективы» в НИУ ВШЭ.

Для работы и учебы

В процессе опроса студентов авторы выяснили, что мотивация к сдаче экзаменов по деловому английскому в основном внешняя. Респонденты указали, что сертификаты о прохождения экзамена им понадобятся для дальнейшего обучения за рубежом (получения магистерской степени), профессиональной деятельности и карьерного роста. Однако внешняя мотивация студентов способствует более интенсивному изучению английского, поскольку подготовка к экзамену и его сдача требуют серьезной вовлеченности в процесс обучения. Многие респонденты, пройдя один уровень экзамена, планируют подготовку к следующему, чтобы получить подтверждение о более высокой степени владения английским. Также результаты опросов свидетельствуют, что студенты позитивно воспринимают необходимость сдачи BEC.

Исследование включало вопросы о недостатках подготовки и проведения экзамена. Респонденты не указали на какие-либо недостатки, кроме того, что иногда не хватает времени либо на полноценную подготовку, либо на выполнение заданий в процессе сдачи экзамена. В целом, по мнению студентов, экзамен достаточно хорошо организован и позволяет дополнительно структурировать полученные знания. 

Тренировка всех навыков

В ходе полуструктурированных интервью с преподавателями выяснилось, что работа со студентами, готовящимися к международному экзамену – широкое поле возможностей для профессионального роста преподавателей, а также дополнительного заработка.

Практически все опрошенные респонденты заявили, что им интересно заниматься подготовкой студентов к экзамену, поскольку это другая работа, и в определенной степени уход от рутинной деятельности. В процессе подготовки студентов, преподаватели находят для себя новые формы работы на занятиях, и это, по их словам, мотивирует к дальнейшему профессиональному росту.

Что касается оценки экзамена преподавателями, то, как выяснилось в ходе исследования, подготовка и сдача экзамена, по их мнению, способствует развитию всех навыков, связанных с владением иностранным языком: говорение, аудирование (понимание на слух), чтение и письмо.

См. также:

В изучении английского языка нужна осознанность
Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы
Двойные дипломы нередко вызывают сомнения
Мобильность студентов возрастет

 

Автор текста:Селина Марина Владимировна,27 января, 2016 г.