Изменения в системе российского высшего образования, которые произошли в течение последних десяти лет, серьезно поменяли отношение к обучению иностранным языкам в вузах. Российские студенты нередко поступают в магистратуры зарубежных университетов, что требует знаний английского языка на высоком уровне. Серьезному отношению к знаниям английского способствует также стремление российских университетов интегрироваться в международную научную сеть. Так в НИУ ВШЭ все студенты на этапе обучения в бакалавриате сдают экзамен по английскому языку в международном формате.
Профессор департамента иностранных языков НИУ ВШЭ в Перми Татьяна Пермякова и доцент того же департамента Марина Шевелева провели исследование, посвященное восприятию экзамена студентами до и после его прохождения. Несколько групп кандидатов, готовившихся к международному экзамену по деловому английскому языку, опрашивались дважды, первый раз – в процессе подготовки к экзамену, второй – сразу после сдачи экзамена. На втором этапе исследования авторы провели полуструктурированные интервью с преподавателями английского языка на предмет их восприятия экзамена, как стороны, которая обеспечивает процесс подготовки. Исследование проводилось на примере Кэмбриджских экзаменов (BEC, BusinessEnglishCertificate).
Результаты исследования были представлены в докладе «Восприятие международных экзаменов по деловому английскому языку студентами» на I Международной научно-практической конференции «Иностранные языки в науке и образовании: проблемы и перспективы» в НИУ ВШЭ.
В процессе опроса студентов авторы выяснили, что мотивация к сдаче экзаменов по деловому английскому в основном внешняя. Респонденты указали, что сертификаты о прохождения экзамена им понадобятся для дальнейшего обучения за рубежом (получения магистерской степени), профессиональной деятельности и карьерного роста. Однако внешняя мотивация студентов способствует более интенсивному изучению английского, поскольку подготовка к экзамену и его сдача требуют серьезной вовлеченности в процесс обучения. Многие респонденты, пройдя один уровень экзамена, планируют подготовку к следующему, чтобы получить подтверждение о более высокой степени владения английским. Также результаты опросов свидетельствуют, что студенты позитивно воспринимают необходимость сдачи BEC.
Исследование включало вопросы о недостатках подготовки и проведения экзамена. Респонденты не указали на какие-либо недостатки, кроме того, что иногда не хватает времени либо на полноценную подготовку, либо на выполнение заданий в процессе сдачи экзамена. В целом, по мнению студентов, экзамен достаточно хорошо организован и позволяет дополнительно структурировать полученные знания.
В ходе полуструктурированных интервью с преподавателями выяснилось, что работа со студентами, готовящимися к международному экзамену – широкое поле возможностей для профессионального роста преподавателей, а также дополнительного заработка.
Практически все опрошенные респонденты заявили, что им интересно заниматься подготовкой студентов к экзамену, поскольку это другая работа, и в определенной степени уход от рутинной деятельности. В процессе подготовки студентов, преподаватели находят для себя новые формы работы на занятиях, и это, по их словам, мотивирует к дальнейшему профессиональному росту.
Что касается оценки экзамена преподавателями, то, как выяснилось в ходе исследования, подготовка и сдача экзамена, по их мнению, способствует развитию всех навыков, связанных с владением иностранным языком: говорение, аудирование (понимание на слух), чтение и письмо.
См. также:
В изучении английского языка нужна осознанность
Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы
Двойные дипломы нередко вызывают сомнения
Мобильность студентов возрастет
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!