IQ Media и Яндекс Образование продолжают исследовать влияние ИИ на процесс обучения. Во втором материале рассказываем об основах устройства нейросетей и работы с большими языковыми моделями.
Читать первый выпуск: Проба ИИ-пера: как создавались первые «нейродипломы»
Модели, которые генерируют тексты или изображения, сегодня становятся постоянными помощниками в учебе и работе. Всё больше пользователей регулярно пишут запросы к нейросети (промты), чтобы получить в ответ сгенерированный конспект или изображение. Но если запрос будет неточным, то и результат может не совпасть с ожиданиями.
Генеративные модели могут решать самые разные задачи: написать письмо, составить структуру презентации, разобраться в коде или сгенерировать изображение. В учёбе может пригодиться генерация Excel-формул, суммаризация большой научной статьи в виде лаконичных тезисов или объяснение непонятного термина. Преуспели нейросети и в личных задачах: они запросто предложат меню на неделю или составят индивидуальный маршрут для путешествия.
Умение уточнить запрос так, чтобы модель выдала вам подходящий результат, — одна из главных вещей, которым учит промт-инжиниринг.
Например, чтобы получить конспект по учебной теме, важно не просто сказать нейросети «Сделай конспект», но и указать конкретные моменты, которые вас интересуют. Запрос «Кратко объясни теорию относительности с примерами» сработает в данном случае уже лучше. Для генерации кода может подойти точный запрос «Напиши функцию на Python для сортировки массива», а для написания текста будет полезно уточнить стиль и объем: «Напиши короткую заметку по теме эволюции, 500 слов». Чем подробнее будет составлен запрос, тем более подходящим будет ответ, но стоит пробовать разные формулировки, чтобы найти оптимальное сочетание сложности запроса и качества ответа.
Промт-инженеры учатся правильно составлять такие запросы: они тестируют разные варианты, смотрят, какие из них дают лучшие результаты, и исправляют запрос, если ответ неточный. Это помогает экономить время и получать от ИИ ответы, лучше всего соответствующие задаче.
Представьте, что вы руководитель, а нейросеть — ваш стажер. Чтобы она начала приносить наилучший результат, вам нужно обучить ее и задать несколько ключевых параметров. Например, вы собираетесь устроить вечеринку и хотите попросить нейросеть сгенерировать подходящее меню. Ниже — параметры и примеры, как составить корректный промт для генерации текста.
1. Роль: определите, кем должна быть ваша нейросеть. Может быть, она ваш аналитик, креативный писатель или ассистент для исследовательских задач.
В данном случае мы говорим нейросети, что она организатор вечеринки, для которой нужно написать меню.
2. Цель: что именно вы хотите получить в итоге? Будь то креативная идея, разработка стратегии или анализ данных, важно сформулировать конечную цель.
Я хочу приготовить блюда для вечеринки с друзьями.
3. Задача: конкретные шаги, которые должна выполнить нейросеть. Чем они яснее, тем предсказуемее будет результат.
Посоветуй меню с рецептами на 5 человек.
4. Контекст: небольшой бэкграунд или информация, которая поможет нейросети лучше понять задачу. Поделитесь с ней важными деталями.
Учти, что у одного человека аллергия на креветки. Время на приготовление не должно превысить 4 часа.
5. Ограничения: задайте параметры, в которых нейросеть должна работать, будь то временные рамки, длина текста или стиль изложения.
❌ Плохой промт
Результат:
✅ Хороший промт
Результат:
Похожим образом это работает и в процессе генерации картинок: качество изображения улучшается при добавлении в промт деталей.
Приведем пример, как промт-инжиниринг используется в реальных задачах Яндекса.
Создание персонажа для образовательного курса
Недавний пример из образовательной сферы — внутренний курс Яндекса для руководителей, в котором теория подана через историю о персонаже-руководителе. Создать персонажа помогла визуальная нейросеть YandexART в приложении Шедеврум. Удалось сэкономить часы времени на поиски референсов.
Но не стоит полагаться на результаты нейросети слишком сильно: модели нередко «галлюцинируют» и могут сообщать нам ложную информацию. Так происходит, потому что хоть нейросети и могут обрабатывать большие объемы данных и быстро учиться, пока они не способны критически мыслить на уровне человека. Модель может проверять информацию и замечать ошибки, но иногда она просто «верит» во что-то неправильное.
Поэтому отдавать на 100% пока не стоит, пожалуй, ничего. Хуже всего GPT справляется с творческими задачами, требующими переосмысления знаний и окружающего контекста. Чтобы оценить ответы нейросети, нужно обладать хотя бы минимальной экспертизой в теме, по которой вы к ней обращаетесь. Например, без понимания ядерной физики невозможно понять, корректно нейросеть отвечает на вопрос о скорости движения нейтрино или нет.
Есть несколько приемов, которые могут помочь провести фактчекинг с помощью нейросети.
1. Прямой запрос: можно попросить модель проверить точность информации. Например: «Пожалуйста, перепроверь информацию и сообщи, если есть неточности».
3. Критический подход: поощряйте нейросеть к самоанализу. Например: «Можешь обсудить возможные ошибки или неточности в своём ответе?»
2. Запрос источников: попросите предоставить источники или ссылки на информацию. Например: «Предоставь, пожалуйста, ссылки на исследования или статьи по этой теме».
4. Использование нескольких моделей: составьте запросы к нескольким разным нейросетям и сравните полученные ответы.
Эти способы могут повысить качество ответа, но полезно также перепроверять важную информацию с помощью надежных внешних источников, особенно если это касается критически важных решений или знаний.
Есть несколько стандартных сценариев, когда студенты и преподаватели обращаются к нейросетям:
В нашем совместном с ВШЭ проекте по внедрению модели в учебный процесс студенты показали, как это может работать.
Но есть и необычные сценарии, где промтинг может быть полезен не только в подготовке к лекциям и в работе над домашними заданиями и докладами. Ниже приведём несколько нестандартных сценариев для преподавателей и студентов.
Преподаватель может: |
Студент может: |
Попросить нейросеть сгенерировать тестовые вопросы по пройденному материалу с учетом уровня подготовки конкретной группы студентов. |
Попросить нейросеть выступить в роли человека определённой профессии или, например, городского жителя XIX века. Это помогает погрузиться в исторический контекст, развивает критическое мышление и понимание различных точек зрения. |
Сгенерировать провокационные утверждения или вопросы для стимулирования обсуждений в классе. Это отличный приём для дебатов и дискуссий. |
Попросить нейросеть объяснить сложную и непонятную концепцию с помощью аналогий или метафор, связанных с его интересами. |
Попросить нейросеть представить материал в виде истории, диаграммы или песни, учитывая различные способы восприятия информации студентами. Это повышает вовлеченность и эффективность обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов. |
В литературе или истории — попросить нейросеть предположить, что могло бы произойти, если бы определенные события сложились иначе. |
Описать текущий уровень знаний студентов и цели обучения, а нейросеть составит индивидуальный план с рекомендациями. |
Обсудить с нейросетью свои идеи или проекты и получить конструктивную обратную связь. |
Во всех этих сценариях успех зависит от способности правильно формулировать запросы к нейросети. Без навыков промтинга у пользователя нейросеть может дать слишком общие или нерелевантные ответы, которые не принесут ожидаемой пользы. Поэтому умение правильно общаться с искусственным интеллектом — важный навык в обучении и не только.
Поначалу могут возникнуть сложности с тем, чтобы получить от нейросети нужный ответ, ведь мы привыкли к тому, что поисковики понимают нас с полуслова. Но здесь всё устроено иначе, поэтому, чтобы научиться писать более осмысленные и чёткие промты, нужно следовать определенным правилам, а ещё лучше — изучить основы промт-инжиниринга. С этим поможет гайд по промтингу от Яндекс Образования.
«Если раньше студенты читали книжки в библиотеке и искали статьи в интернете, то теперь у них появилось множество помощников, которые позволяют получать тот же результат намного быстрее, — GPT-технологии. С использованием современных генеративных нейросетей каждый студент может сильно ускорить работу с текстом всех материалов, которые он анализирует, понять для себя главное. Может найти новые идеи или протестировать свои гипотезы в диалоге с GPT. Может за считанные минуты оформить по нужным требованиям письменные материалы. И всё это возможно, если студент владеет навыком промтинга, то есть умеет правильно формулировать вопросы и строить стратегии коммуникации с нейросетями. Поэтому мы в Яндекс Образовании развиваем проекты, которые помогают как студентам, так и всем в вузах и не только учиться общаться с ИИ и использовать его как помощника для своих задач», — говорит Наталья Тен, менеджер проектов по развитию AI-сервисов для образования в Яндексе.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!