Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Креативные индустрии и экономика

Что такое креативные индустрии, какую роль они играют в современной экономике и как Вышка будет готовить специалистов в этой области? Эти и другие вопросы обсудили с Татьяной Ривчун — заместителем декана факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, академическим руководителем программы «Управление в креативных индустриях».


Расшифровка видео

– Татьяна Евгеньевна, добрый день.

– Здравствуйте.

– Мы с вами сегодня говорим о креативных индустриях, но вы экономист. И в связи с этим неожиданным заходом хочу спросить о емкости рынка креативных индустрий с точки зрения. Глазами экономиста посмотреть на это направление. Мы говорим о том, что это очень популярная сфера сейчас, популярная среда, очень профессии растут, спрос на профессии в этой среде растет. А что с рынком, насколько велика его емкость?

– Начнем с того, что я экономист частично, но я себя называю образованцем, потому что я с 1995 года работаю во ВШЭ, занимаюсь в основном образованием, с точки зрения экономики тоже, и в данном случае я могу сказать следующее. Что такое креативные индустрии и какое место креативные индустрии играют в экономике? Если мы посмотрим глобально на мир, то есть ВВП общий, экономический. ВВП, если мы говорим про долю креативных индустрий в мировом соотношении, это будет 3% креативные индустрии занимают в ВВП в мире кажется, что это мало, но на самом деле мы говорим про креативные индустрии, а креативные индустрии – это не все, потому что есть люди, которые занимаются креативными индустриями в креативных индустриях, а есть люди, которые занимаются креативными индустриями вне креативных индустрий. То есть, у нас есть как бы две категории.

Есть люди, которые работают в самих креативных индустриях, и в эти 3% входят те, кто производит кино, архитектуру, рекламу и так далее. Но масса креативщиков работает в других индустриях, и это другая цифра, ее никто не считал, и я думаю, что на сегодняшний день она намного больше. Что касается России, какова доля креативных индустрий в ВВП России? 2,4%. Почему я это называю – по сравнению с мировым, разница небольшая, конечно. Есть такие страны, как Италия, где этот процент 6,1%, но я думаю, что в ближайшее время у нас в России этот процент сильно поднимется. Потому что тенденция такая есть сейчас к тому, что создается много креативных кластеров, очень много мест, где реально креативная индустрия развивается и становится более популярной.

– Как раз факультет коммуникаций и медиа дизайна стал факультетом креативных индустрий. Таким образом вы отвечаете на вызовы рынка, на те перспективы, которые открываются. Давайте сформулируем, какие возможности вы тут видите, почему происходят эти переименования, только ли это переименование, может быть, это еще что-то включает в себя, как можно описать процесс, который сейчас происходит на факультете?

– На самом деле, факультет креативных индустрий всегда был таковым. И все направления, все программы, которые у нас представлены, готовят специалистов в основном для креативных индустрий. Поэтому, по большому счету, в данном случае переименование – это просто приведение в соответствие. Что такое креативные индустрии? Это все. Это город, реклама, медиа, кино, музыка. Музыка вообще занимает огромную часть. Если мы говорим про проценты того, что создает большую капиталоемкость, это как раз музыка. На факультете появился и институт кино. Хотя кино – не новая тема для факультета, у нас были отдельные программы по кино, по фильм-мейкингу, но сейчас у нас появился отдельный институт кино, и это, мне кажется, большое движение. Кино – это одна из индустрий, которая будет развиваться. Важно то, что мы открыли новую программу, управление в креативных индустриях, которая важная, с моей точки зрения, для Вышки, потому что программа уникальная для образования в России. Если до этого программы бакалавриата открывались в основном по одному образовательному стандарту, либо менеджмент, либо экономика, либо дизайн, то сейчас мы создали программу, в которой одновременно присутствуют два образовательных стандарта, это менеджмент и медиа коммуникации. И нам кажется, что это крайне важно сегодня.

– Возвращаясь к программе управление в креативных индустриях, и кстати, вы перечисляли институт кино и направления, в принципе. Надо понимать, что они, стартовав с нуля сейчас в Вышке, уже хорошо набрали на старте. Ваша программа тоже хорошо набрала первый состав обучающихся. Это около 80 человек, и вы ужесточали критерии приема. Расскажите, как складывался набор, потому что для программы, которая только появилась, по сути, это большой успех, без лишних комплиментов. Это большой процесс, создать образовательный трек и собрать на него огромное количество желающих, тем более. Речь идет о популярной сейчас, но специфической компетенции. Так вот, кто эти люди, с каким спросом пришли абитуриенты, что они будут изучать на программе и почему вы довольно строго их отбирали?

– Мне кажется, чем эта программа отличается от других программ, которые у нас есть, кроме того. что формально она по двум стандартам, что, мне кажется, крайне важно для людей, которые будут учиться. Что это означает? В реальности это означает, что наши студенты. Которые пришли на нашу программу, мы надеемся, что это очень сильные и важные для Вышки студенты, которые в дальнейшем будут создавать и старт-апы, институции, пространства в целом, будут развивать и делать нашу страну лучше и красивее. Это программа, которая соединяет в себе два больших блока. Один блок – это бизнес компетенции, и это крайне важно сегодня для человека, который занимается творчеством. Потому что до этого у нас были программы отдельно по бизнесу, и у нас в Вышке очень много на данный момент очень крутых программ, которые набирают очень много народу по управлению бизнесом.

И также у нас есть много специалистов, которых мы готовим и выпускаем, по креативным индустриям как таковым, творческих людей, которые становятся специалистами в дизайне, в моде, в медиа, в рекламе и так далее. Но в этой программе мы соединили эти два большие блока, бизнес компетенции и творческие компетенции для того, чтобы получить того человека, который будет создавать стартапы. Мы сейчас ждем, что те люди, которые сейчас пришли к нам, наши студенты, это те люди, которые завтра, реально завтра, не через четыре года, когда они будут выпущены из Вышки, а именно завтра начнут создавать эти стартапы. Потому что программа построена так. Что у них с первого года начинаются проекты и стартапы, то есть, они с самого начала работают, первый год у них общий. Вы знаете. Что сейчас у нас на программе семь профилей, это семь наборов, которые мы сделали на сегодняшний момент, их будет больше, но пока семь профилей. И первый год общий. Они все занимаются брендингом, все занимаются общими лекциями, практическими занятиями, семинарами, много проектов. Которые они делают. Но с самого первого модуля это должны быть не просто проекты, которые интересны преподавателям и студентам, они должны быть востребованы рынком. Один из принципов. Которые мы закладываем в обучение. Это то. Что ребята делают проекты те, которые кому-то нужны, не просто интересны им. Они должны с самого начала учиться продавать, не в прямом смысле, не обязательно получать за это деньги, но продавать идею, какой-то смысл рынку.

– По сути, речь идет о том, чтобы сделать больший фокус на предпринимательскую инициативу, на подращивание этой компетенции и умение видеть свою целевую аудиторию, умение формулировать свое представление о своей целевой аудитории, делать продукт под ее запросы. Это два критерия, которые вы сейчас хотите выращивать, как мы говорим, подращивать, любимое слово в абитуриентах. Когда вы набирали первый поток на свой программу. Вы ориентировались на эти вещи?

– Мы ориентировались на эти вещи, более того, мы проводили два раза в месяц дни открытых дверей, на которых мы напрямую общались с нашими абитуриентами, потому что нам очень важно, чтобы пришли те люди, которые понимают, зачем они приходят. Потому что стартапы – это вещь очень интересная, но это не для каждого интересная. Есть люди предпринимательского плана, и мы их пытались вычленить из наших абитуриентов, в них есть творческая инициатива, им нравится многое, но при этом им самое главное – создать что-то, какой-то новый смысл. И это создание новых смыслов, новых институций, стартапов как таковых и является этим продуктом, который мы хотим, чтобы наши студенты создавали. Не говоря уже о том, что мы уверены, что на диплом, если у всех выносится просто дипломная работа, наши студенты будут выходить со стартапом, который должен быть востребованный и на четвертом курсе он же должен быть обеспечен какими-то финансами. 

– Вы говорите про практикоориентированный подход, и мне кажется, тем самым отвечаете на философский вопрос, креативные индустрии – это больше творчество или индустрия. Ем не менее, мне кажется, есть разные подходы к трактовке этой сферы. Как вы относитесь к тому, что некоторые школы или некоторые другие образовательные программы в большей степени сосредоточены как раз на творческом элементе? И будет ли подращивание творческих компетенций, как оно будет вписано в архитектуру программы вашей?

– Мне кажется, в любых программах все мечтают так, чтобы обязательно была творческая составляющая, даже когда речь идет об обычных лекциях или семинарах, все равно все настроены на то, чтобы продукт, который получался, был как бы творческим. В нашей ситуации это наиболее актуально, потому что творческая компетенция наших студентов очень важна. Если вы меня спросите – а можно ли ей научить? Пришел человек. Среднестатистический, он не способен к творчеству. Он так считает, что он неспособен к творчеству. Во-первых, это может быть его мнение, или мнение. Навязанное ему обществом до этого, и это совершенно может быть не так. Как мы знаем. Иногда бывает так, что человек попадает в условия, в которых его забивают. И мы хотим как раз, чтобы наши студенты могли открыться, чтобы они могли получить возможность проявлять себя и творчески, и предпринимательски, и в данном случае соединить эти две вещи. Хотя мне кажется, что любой предприниматель – это творческий человек. Конечно, в нашем случае это те люди, которые создают новое. Это новые города, новые фильмы, новая реклама, новые ниши, то есть, это то, о чем мы сейчас даже не можем говорить, потому что мы не знаем, что это будут за феномены. Условно говоря, кроме новых продуктов в существующих сферах, существующих индустриях, я ожидаю, что те студенты, которые придут к нам, будут создавать именно новые сферы, потому что мир, который сейчас, он отличается от мира, который был в 90-х или даже в 2000-х, или даже в 2010-х.

– Раньше было принято говорить, что много экономистов, юристов, рынок был перенасыщен. Потом появились другие профессии. Не ли ощущения, что здесь может произойти та же история, и вообще. Где будут все работать, специалисты, выращенные в рамках новых образовательных программ?

– Данная программа отличается от других программ тем, что мы готовим не тех специалистов, которые должны будут вписываться в какие-то ниши, а мы выпускаем тех специалистов, которые должны формировать новые ниши. Мы привлекаем в большей степени практиков, и даже академические дисциплины у нас иногда читаются практиками. Почему? Потому что мы хотим, чтобы то, что наши студенты получают во время обучения, сразу они могли бы использовать в своих проектах. Не сначала долго учили теорию, а потом выходили на работу и понимали, что, вот, я понимаю, зачем я тогда это учил, а они учат и сразу используют. То есть смысл в том, что мы не готовим людей, которые будут заполнять ниши, а мы готовим людей, которые будут создавать ниши, и в существующих нишах будут создавать новые продукты. И мне кажется, что это крайне важно, очень амбициозно, но Вышка всегда берется за амбициозные задачи, поэтому мне кажется, что если у нас получится это сделать, то это будут уникальные специалисты. В данном случае нам не нужно большое количество студентов, нам нужно, чтобы эти студенты были сильными, и чтобы они были опорой для различных сфер.

– По поводу программы все понятно, а если говорить в целом про факультет, факультет креативных индустрий, давайте просто назовем те сегменты, направления, ниши, опять же, создавать нишу – это одна история, одно большое предприятие, но так или иначе работать в существующих видах бизнеса придется в ближайшее время очень многим. Где работать, как и кто востребован, в какой части и в каком количестве, и вообще какие перспективы у этого рынка, если говорить применительно к России?

– У нас факультет, как вы знаете и как все знают, очень большой, самый большой во ВШЭ, хотя начинался он с небольшой программы. Какие специалисты сейчас готовятся на нашем факультете? Во-первых, это те специалисты, которые уже сейчас работают в каких отраслях. Во-первых дизайн, у нас очень большой набор в школу дизайна, это те специалисты, которые, приходя, уже со второго курса начинают работать, специалисты, которые востребованы не через четыре года, а уже сразу. Что касается вторая часть, это реклама, связи с общественностью, специалисты по стратегическому развитию, это департамент интегрированных коммуникаций. Это тоже огромная ниша.

Сегодня специалисты по коммуникациями, по стратегическому развитию – это люди, которые требуется везде. Мы все знаем, что такое кино, и мы знаем, насколько сегодня такие специалисты востребованы. И насколько сегодня уже есть дефицит кадров, потому что у нас в стране на так много вузов, которые выпускают этих специалистов. И мне кажется, создание института кино в Вышке – это очень хороший вызов, это очень интересно, это очень важно. Потому что соединение с компетенциями экономическими, предпринимательскими, а их ты неминуемо получишь в Вышке. Программа медиа коммуникации всегда была востребованной, потому что специалисты по медиа коммуникациям работают практически во всех организациях. Сегодня социальные сети играют огромную роль везде. Поэтому, вот это все направления, у нас нет ни одного направления на факультете, которое было бы менее популярным чем другие. Все специалисты, которые выпускаются на нашем факультете. Крайне востребованы, это те люди, которые сегодня двигают все. потому что в каждой организации есть такие специалисты.

– А если мы обзорно пройдемся с точки зрения трендов креативных индустрий. Мода, дизайн, медиа, что здесь можно отметить, к чему готовиться, короче говоря. Если ты хочешь работать в этой индустрии, в глобальной индустрии креативной и хочешь быть востребованным специалистом, понимать, к чему идет рынок?

– Мне кажется, что самое главное. Что лежит в глубине этого – это креативное мышление. Мне вообще кажется, что креативное мышление сегодня – это очень важная компетенция для специалистов всех направлений. но для нашего факультета это очень важно. Потому что это тот человек, который должен мыслить не каким-то конечными результатами, а он должен концептуально видеть все. что он делает. Это человек, который должен очень осознанно подходить к своей работе и создавать системно. Что такое дизайнер? Это не просто человек, который создает что-то, рисует картинки, это человек, в переводе это конструктор, это человек ка инженер, он создает новые механизмы. Человек, который занимается креативными индустриями, любыми, неважно какими, и то человек, который будет востребован на рынке, это тот, кто умеет видеть процессы в целом, который умеет их вычленять и их дробить для того, чтобы понять, в какой части этой системы есть какие-то проблемы, где нужно сделать вливание, где надо полечить, где надо отрезать, а что, наоборот, прирезать. И тогда после этого это будет работать. И мне кажется, что вот эта компетенция, компетенция креативного мышления, она крайне важна.

– Если посмотреть на рынок с точки зрения тенденций развития, я бы даже сказала, экономических тенденций, насколько динамично будут расти мода, дизайн, медиа, в какую сторону, в сторону привлечения как можно больше специалистов в каждой конкретной стране, локальных специалистов, спрос на локальные бренды, что тут таким широким маркером можно было бы отметить?

– Вопрос интересный, он очень сложный, и так на него сразу не ответишь. Нельзя выделить одну область и сказать – вот, давайте сюда. Мы не говорили про направление, например, развития города. Хотя мне кажется, что специалисты нашего факультета все работают с городом, как с юнитом, то есть, это не обязательно город, это может быть поселок, может быть деревня, может быть регион. Но мне кажется, что сегодня тот человек, который видит в целом, что мы сейчас имеем, создавать что-то новое, что такое новый город? Новый город – это новое все, это новая концепция, новые пространства. Новые места, новые фестивали, новые ивенты. Новые музеи, новое понимание музеев. Есть такой специалист, американский, его зовут Ричард Флорида. Он сказал, что в основе развития креативной индустрии лежит три Т – технологии, талант и толерантность, это тоже важно. И мне кажется, что эти вещи крайне важны. Креативная индустрия основана на интеллектуальной части творчества, на интеллектуальной составляющей продукта. Образования – это одна из первых креативных индустрий. Туризм – безусловно является креативной индустрией как таковой.

– Образование – это универсальная ценность, она общая, общечеловеческая. Но тем не менее, мне кажется, возможно, у наших зрителей, у кого-то, не у всех, у тех, кто сомневается, возникнет предположение, что креативная индустрия – это поколенческая история. Здесь более востребованы возможно молодые специалисты, молодые люди. Если человек рассматривает для себя возможность построить карьеру в креативной индустрии, но уже отучился в бакалавриате, возможно, отучился в магистратуре, возможно, это было некоторое количество лет назад, что ему делать в этой ситуации? Где он может себя найти?

– Вы смотрите в корень. Что я наблюдала сейчас. Мы с ноября начали вести дни открытых дверей, и как правило, на дни открытых дверей приходят абитуриенты с родителями, они задают вопросы. Заканчивается это тем, что они подходят после дня открытых дверей и говорят – а нам можно к вам прийти, что ы могу делать? Я говорю – конечно, у нас еж есть дополнительное образование. Для тех, кто закончил бакалавриат и магистратуру, у нас есть программы ДПО. Их в Вышке очень много по разным направлениям, и на нашем факультете их тоже много. Более того, их состав меняется, они очень интересные. Кончено, я говорю, давайте, приходите, они говорят – нам так нравится, у вас такая атмосфера. Действительно, креативная атмосфера всегда очень привлекает людей. Теперь немного про возраст. Мы уже обсуждали, что первая Т – это технологии, и как бы считается, что технологиями новыми обычно владеют молодые люди, но это не так. Среди разных поколений примерно одинаковое количество людей более способных и менее способных. Что это означает? Есть люди более глубокие, которые занимаются какой-то одной темой. Занимаются исследованием, это не значит, что он не творческий человек, он может в своей области что-то творить, делать, быть абсолютно креативным. Но все-таки это не то, как те люди, которым нравится создавать. Мне кажется, что любой нормальный человек до конца остается человеком творческим, может быть, у него появляется больше возможностей для творчества во второй половине жизни, когда человек уже реализовал себя, у него как правило уже есть то. Что он хочет, у него появляется время для того, чтобы творчески относиться ко всему. У него появляется большой багаж, во-первых, опыта, он какие-то вещи понимает намного лучше, чем те люди, которым 17-18 лет, и он представляет другой интерес для креативных индустрий.

– То есть шанс есть практически у всех?

– У всех.

– И это прекрасно. А если с точки зрения конкретных шагов. Человек, коорый уже получил высшее образование, прожил часть своей жизни, и сейчас подумывает о том, чтобы зайти в эту сферу, что бы вы посоветовали конкретно? Что лучше сделать на тои этапе, чтобы найти себя в креативных индустриях?

– Хотеть заниматься чем-то креативным – это очень общее направление. Поэтому, мне кажется, надо как минимум посмотреть на то, что сейчас есть, надо попробовать. Не прийти на консультацию, а сначала попробовать, не идти учиться, а попробовать что-то сделать. Вот решил ты, что ты хочешь снимать кино. Сделай это при помощи тех средств, которые у тебя уже есть. Попробуй, сними кино, какое-то простое кино про свой район, после того, как ты понял – мне нравится, ты снял фильм, но ты понимаешь, что он выглядит непрофессионально, и тогда ты идешь к экспертам, идешь в институт кино на дополнительное образование, ты уже будешь лучше знать, чему ты хочешь научиться. То же самое с модой. Но если ты совсем ничего не знаешь, то точно надо пойти на факультет креативных индустрий на дополнительное образование. И сначала поговорить со специалистами.

– Какие вызовы сейчас стоят перед креативными индустриями, есть ли сейчас очевидные проблемы, которые надо будет решать в ближайшее время?

– Вызовов всегда много. Развитие человечества и развитие пространства всегда связано с появлением большого количества вызовов. Во-первых, конечно, то, что развитие креативных индустрий идет в основном в центральных городах. Мы говорим про Москву, мы говорим про Питер, про Нижний Новгород, Пермь, про большие города, в маленьких городах этого, конечно, меньше. Мне кажется, что вызов сейчас состоит в том, чтобы уравновесить появление креативных пространств не только в больших городах, сделать это доступным в маленьких городах, которые не менее интересны. Сегодня в связи с бомбическим развитием внутреннего туризма эта потребность оказалась очевидной. Было бы интересно для нашей огромной страны создать такое вот развитие их при помощи тех людей, которые уже сейчас у нас есть в больших городах. И это, мне кажется, вызов. Тогда мы можем сделать более полноценным туризм, создавать те ивенты, те фестивали в малых городах, куда можно поехать на выходные дни и в отпуск, мне кажется, это очень важно – создать такие площадки, и чтобы таких площадок было много.

– Татьяна Евгеньевна, мы всех гостей обязательно просим порекомендовать литературу, кино, подкасты, что посмотреть и почитать тем, кто хочет начать разбираться в креативных индустриях.

– Я, наверное, скажу вам нестандартный ответ. Для того чтобы начать разбираться в креативных индустриях, нельзя назвать определенное количество фильмов, или книг, или подкастов. Что я могу точно посоветовать, как я советовала, у нас есть несколько студентов, которые были особенно тяжелыми в этом смысле. Я им говорила – вот у тебя есть один день, ты должен в один день обязательно прочитать 20 страниц и написать 1 страницу. И это минимум, который ты должен сделать. Что это будут за 20 страниц – выбери их сам. Конечно, ты можешь прочитать 100 страниц, или еще больше, это еще лучше, но есть минимум, который, я считаю, для каждого человека посилен и очень важен. Я говорю сейчас про своих студентов, которые сейчас у нас учатся, и про которых я хочу, чтобы они стали полноценными людьми. Потому что полноценный человек – это не только профессионал, это человек, которому интересно жить. Что ты себе выберешь для чтения – это тоже твой выбор, и ты должен совершить его сам. Поэтому 20 страниц прочитать и 1 страницу написать.

– Спасибо вам большое.

– Спасибо вам.

***

Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.