В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ разработали приложение – тест «АвтоРАТ», помогающее дигностировать речевые нарушения (афазию). Такие нарушения могут возникнуть в результате неврологических заболеваний, травм, инсультов. IQ Media рассказывает, как диагностируют и лечат афазию, и каким образом разработка ученых из НИУ ВШЭ может вывести этот процесс на новый уровень.
Афазия — это приобретенное расстройство речи, из-за которого человек теряет способность говорить, читать, писать и понимать окружающих. Оно может возникнуть в результате инсульта, травмы, а также опухоли или воспалительного процесса в области головного мозга. При этом афазия сама по себе не является расстройством мышления — оно может нарушаться только в незначительной степени и человек способен сохранять имеющиеся у него знания. Но страдающим афазией может быть очень сложно излагать свои мысли — например, говорить о времени с указанием на прошедшее и будущее. Как выяснилось в ходе одного из исследований ученых из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с зарубежными коллегами, это связано с тем, что при афазии затруднено формирование (кодирование) самой идеи времени и подбор соответствующих слов. Афазия серьезно нарушает качество жизни, нередко вызывая депрессию. В России ежегодно фиксируется около 450 тысяч случаев инсульта, и около трети пациентов сталкиваются с афазией.
Врачи диагностируют афазию на основании клинических симптомов, а также данных нейропсихологических и нейровизуализационных исследований (КТ или МРТ). Важно отличить афазию от других нарушений, связанных, например, со слухом или зрением. В рамках нейропсихологического обследования специалисты оценивают спонтанную речь (ее беглость, скорость подбора слов, ошибки и т.п.). Пациентов просят назвать объекты, повторить сложные грамматические конструкции, ответить на вопросы, написать какую-либо произвольную фразу, зачитать ее и т.п. Считается, что чем раньше диагностирована афазия и начата реабилитация, тем выше шансы на восстановление и социализацию пациента.
Процесс реабилитации пациентов с афазией включает работу с логопедом, психотерапевтом, нейропсихологом и другими профильными специалистами. Так, например, важно помочь избавиться пациенту от страха быть непонятым или делать ошибки. В ходе занятий с логопедом выполняются упражнения, которые помогают восстанавливать утраченные коммуникативные навыки. Также целью лечения является стимуляция областей мозга, которые могут взять на себя задачи поврежденных.
В мировой практике используются специальные инструменты — скрининговые тесты — для диагностики афазии. Особенность этих тестов заключается в том, что их выполнение не занимает много времени, не требует специального оборудования, а также приложения физических усилий со стороны пациента. Кроме того, проводить такие тесты в силу простоты применения могут не только логопеды, которые есть не в каждой больнице, но и другие специалисты.
До недавнего времени в российских клиниках не было стандартизированного и нормализованного инструмента для диагностики афазии. Ученые из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ изначально адаптировали на русский язык два зарубежных теста — «Быстрый тест на афазию» и «Афазия: быстрая верификация», которые позволяют оценить лингвистический профиль пациента и зафиксировать наличие речевых нарушений за 3-10 минут.
Параллельно в этом же Центре был разработан Русский Афазиологический Тест (РАТ), который является уникальным для российской и мировой практики. Он создан с опорой на лингвистическую теорию и позволяет специалисту детально оценить сохранность речи человека в трех модальностях: порождения, понимания и повторения. «В отличие от предыдущих тестов, имеющихся на данный момент в инструментарии специалиста, РАТ позволяет оценить фонологический, лексико-семантический и синтаксический уровни языка. То есть, специалист с помощью РАТ может детально проанализировать речь на всех уровнях: от уровня звуков до уровня текста», — комментирует научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова. Тест апробирован и стандартизирован в больших группах людей с речевыми нарушениями и без них, оценена и подтверждена его надежность
После апробации РАТ ученые из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ пошли дальше, создав на его основе приложение АвтоРАТ, которое доступно для скачивания в RuStore. «Уникальность АвтоРАТ заключается не только в содержании теста, но и в его реализации. Это первый в России автоматизированный инструмент, который позволяет в автоматическом формате предъявлять задания и проводить разметку результатов. Кроме того, в приложение интегрированы нормативные данные, с которыми автоматически сравниваются результаты участников», — рассказывает Ольга Буйволова. Данный инструмент, по ее словам, позволит повысить качество диагностики последующей реабилитации речи.
С помощью приложения пациент может пройти 13 различных заданий — на различение звуков и слов, повторение слов, псевдослов и предложений, называние объектов и действий, понимание существительных,глаголов, предложений и текста, а также на составление предложений и рассказа по рисунку. То есть в ходе диагностики специалист может оценить сохранность всех языковых уровней и получить полную «карту» речевых нарушений с указанием степени их выраженности. Приложение позволяет сохранить карточки участников и зафиксировать динамику восстановления. А это, в свою очередь, дает возможность оценить эффективность применяемых методов лечения и более качественно подобрать реабилитационную программу. Также все результаты можно выгрузить в виде таблицы, что необходимо для проведения исследовательской работы.
АвтоРАТом, как отмечают ученые, могут пользоваться разные специалисты, работающие с пациентами — нейропсихологи, логопеды, клинические работники, также он будет полезен в сфере медицинского образования, научных исследований и разработок реабилитационных программ. «В России отмечается тенденция к переходу к цифровизированным инструментам для диагностики, однако, что касается речи, до настоящего момента должным образом стандартизированного и настолько детального инструмента не существовало», — поясняет директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой.
В Центре также идет разработка других цифровых инструментов для диагностики нарушений речи и прочих когнитивных функций. Один из них – тест «КОРАБЛИК» — для оценки речевого развития. Эта разработка, как и АвтоРАТ, позволяет детально оценить речь, но стандартизирована и адаптирована для использования в детской популяции, поясняет Ольга Буйволова. Среди других разработок Центра — Автоматизированный тест Рея для оценки слухоречевой памяти, Автоматизированный тест следования по маршруту для оценки внимания и способности переключаться между задачами, тест "Карасик" для оценки навыков чтения у детей. Также, как рассказала Ольга Драгой, ведется работа по созданию цифровой тестовой батареи, которая позволит специалистом проводить комплексную диагностику когнитивных функций. Большинство инструментов разрабатывается с учетом мультиязычной ситуации в России и позволяет провести диагностику не только на русском языке, но и на других языках, распространенных на территории РФ. К таким языкам относятся, например, татарский, адыгейский, якутский и другие.
Другие новости об исследованиях и разработках в Телеграм-канале Центра языка и мозга
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!