Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано при помощи модели DALL-E
Источник: изображение сгенерировано при помощи модели DALL-E

«Вы можете нам доверять», или Как мошенники психологически продавливают жертву  

Пострадать от мошенников может любой человек. Однако есть определенные личностные характеристики, которые делают потенциальную жертву более уязвимой перед преступными схемами. Какие факторы, с психологической точки зрения, повышают риски оказаться на крючке у мошенников?

В числе факторов, повышающих вероятность того, что человек может стать жертвой мошенников, в первую очередь можно назвать доверчивость, то есть готовность полагаться на недостоверную, непроверенную информацию, не подвергая ее критическому анализу. Эта личностная особенность тесно связана с готовностью к подчинению авторитету. На этом часто играют мошенники, представляясь высокопоставленными чиновниками, сотрудниками банков или спецслужб и тем самым провоцируя неосознаваемое послушание. Еще одна уловка аферистов – сослаться на опыт других людей, относящихся к референтной для человека группе («Я уже звонил многим сотрудникам Вашей организации, и все они подтвердили, что…»). В итоге проявляется эффект, хорошо знакомый психологам еще со времен экспериментов Соломона Аша на конформность, проведенных в середине XX века: человек начинает говорить и действовать не так, как ему самому кажется правильным, а ориентируется на мнение и поведение большинства.

Попасться на удочку аферистов также проще людям исполнительным, привыкшим (в силу воспитания и/или профессиональной деятельности) четко и «без лишних вопросов» выполнять данные им инструкции.

Еще одна характеристика, которую важно упомянуть,  – это полезависимость, то есть склонность попадать под влияние контекста. Человек когнитивно и эмоционально погружается в то, что разворачивается в процессе разговора с незнакомым, случайным собеседником, подчиняясь предлагаемой ему логике происходящего, и все остальное (предыдущий жизненный опыт, отношения с другими людьми, свои собственные дела и цели) временно кажется сильно менее существенным и срочным, отходит на задний план. Впоследствии, оказавшись вне этой ситуации, в другом окружении, жертвы мошенников часто недоуменно восклицают: «Что это вообще было?», «Это было какое-то наваждение! Почему я ему поверил?..» Один из ответов на этот вопрос заключается в том, что мошенники часто выражаются туманно, оставляя смысловые пустоты в своих посланиях («Как, Вам разве не передавали, что Ваши данные были скомпрометированы?», «Ваш руководитель должен был уже сообщить Вам, что Ваше имя занесено в список… Мы сейчас его проверяем»). Пытаясь как-то связать услышанное со своей реальной жизнью, люди наполняют эти неопределенные высказывания собственным смыслом, невольно адаптируя их под себя и делая тем самым более правдоподобными – в связи с чем поверить в сказанное становится легче.

К факторам риска можно отнести и отсутствие у человека тесной эмоциональной связи с другими людьми. Даже при наличии родственников, коллег, хороших знакомых человек может переживать одиночество (недаром зачастую жертвами мошенников становятся одиноко проживающие пенсионеры). Но даже, если человек в целом чувствует связанность с другими, но в конкретный момент времени, когда его застал звонок или письмо от афериста, находится один – это повышает риск того, что информация будет воспринята менее критично. Мошенники осознанно усугубляют эту ситуацию, добавляя фактор спешки («есть вопрос, который нам надо решить здесь и сейчас») и настаивая на сохранении конфиденциальности беседы («проверьте, чтобы рядом никого не было», «никому не говорите об этом разговоре – иначе мы не сможем Вам помочь»). Важно отметить, что аферисты часто работают сразу в двух направлениях: с одной стороны, внушая человеку идею, что советоваться с людьми из близкого окружения глупо и небезопасно, а с другой – активно устанавливая со своей жертвой эмоциональную связь и позиционируя себя как спасателей («похоже, у Вас проблемы – но не беспокойтесь: мы знаем, что делать. Мы поможем Вам их решить»). И здесь хорошо работает поляризация – еще один прием, с охотой эксплуатируемый аферистами. Есть некие злобные «они» – мошенники, те, кого надо бояться и от кого исходят проблемы, а есть «мы» – те, кому Вы можете доверять.