Пострадать от мошенников может любой человек. Однако есть определенные личностные характеристики, которые делают потенциальную жертву более уязвимой перед преступными схемами. Какие факторы, с психологической точки зрения, повышают риски оказаться на крючке у мошенников?
В числе факторов, повышающих вероятность того, что человек может стать жертвой мошенников, в первую очередь можно назвать доверчивость, то есть готовность полагаться на недостоверную, непроверенную информацию, не подвергая ее критическому анализу. Эта личностная особенность тесно связана с готовностью к подчинению авторитету. На этом часто играют мошенники, представляясь высокопоставленными чиновниками, сотрудниками банков или спецслужб и тем самым провоцируя неосознаваемое послушание. Еще одна уловка аферистов – сослаться на опыт других людей, относящихся к референтной для человека группе («Я уже звонил многим сотрудникам Вашей организации, и все они подтвердили, что…»). В итоге проявляется эффект, хорошо знакомый психологам еще со времен экспериментов Соломона Аша на конформность, проведенных в середине XX века: человек начинает говорить и действовать не так, как ему самому кажется правильным, а ориентируется на мнение и поведение большинства.
Попасться на удочку аферистов также проще людям исполнительным, привыкшим (в силу воспитания и/или профессиональной деятельности) четко и «без лишних вопросов» выполнять данные им инструкции.
Еще одна характеристика, которую важно упомянуть, – это полезависимость, то есть склонность попадать под влияние контекста. Человек когнитивно и эмоционально погружается в то, что разворачивается в процессе разговора с незнакомым, случайным собеседником, подчиняясь предлагаемой ему логике происходящего, и все остальное (предыдущий жизненный опыт, отношения с другими людьми, свои собственные дела и цели) временно кажется сильно менее существенным и срочным, отходит на задний план. Впоследствии, оказавшись вне этой ситуации, в другом окружении, жертвы мошенников часто недоуменно восклицают: «Что это вообще было?», «Это было какое-то наваждение! Почему я ему поверил?..» Один из ответов на этот вопрос заключается в том, что мошенники часто выражаются туманно, оставляя смысловые пустоты в своих посланиях («Как, Вам разве не передавали, что Ваши данные были скомпрометированы?», «Ваш руководитель должен был уже сообщить Вам, что Ваше имя занесено в список… Мы сейчас его проверяем»). Пытаясь как-то связать услышанное со своей реальной жизнью, люди наполняют эти неопределенные высказывания собственным смыслом, невольно адаптируя их под себя и делая тем самым более правдоподобными – в связи с чем поверить в сказанное становится легче.
К факторам риска можно отнести и отсутствие у человека тесной эмоциональной связи с другими людьми. Даже при наличии родственников, коллег, хороших знакомых человек может переживать одиночество (недаром зачастую жертвами мошенников становятся одиноко проживающие пенсионеры). Но даже, если человек в целом чувствует связанность с другими, но в конкретный момент времени, когда его застал звонок или письмо от афериста, находится один – это повышает риск того, что информация будет воспринята менее критично. Мошенники осознанно усугубляют эту ситуацию, добавляя фактор спешки («есть вопрос, который нам надо решить здесь и сейчас») и настаивая на сохранении конфиденциальности беседы («проверьте, чтобы рядом никого не было», «никому не говорите об этом разговоре – иначе мы не сможем Вам помочь»). Важно отметить, что аферисты часто работают сразу в двух направлениях: с одной стороны, внушая человеку идею, что советоваться с людьми из близкого окружения глупо и небезопасно, а с другой – активно устанавливая со своей жертвой эмоциональную связь и позиционируя себя как спасателей («похоже, у Вас проблемы – но не беспокойтесь: мы знаем, что делать. Мы поможем Вам их решить»). И здесь хорошо работает поляризация – еще один прием, с охотой эксплуатируемый аферистами. Есть некие злобные «они» – мошенники, те, кого надо бояться и от кого исходят проблемы, а есть «мы» – те, кому Вы можете доверять.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!