Откладывание задач, или прокрастинация, которую часто рассматривают как препятствие для продуктивности и источник стресса, как ни странно, может служить катализатором творческого мышления. В своей колонке спецпроекта Одиссея креативности психолог, исследователь креативности и многоязычия из ВШЭ, поэт и художник Анатолий Хархурин рассказывает о связи между прокрастинацией и творчеством и поясняет, как отсрочка решения задач может способствовать развитию инновационного мышления и креативному решению проблем.
Анатолий Хархурин
Доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, директор Лаборатории языковых, межкультурныхи творческих компетенций, руководитель проекта «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» в Научном центре мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Прокрастинация часто определяется как намеренное и привычное откладывание начала или завершения задачи, чреватое негативными последствиями. Это вполне обычное поведение человека – вспомните подготовку к экзаменам в университете или сдачу проекта на работе. Психологи считают, что такое поведение приводит к жизненным проблемам, а также к стрессу, потере работоспособности, чувству вины и заниженной самооценке.
Объективно прокрастинация – еще не до конца изученный синдром, и ученые до сих пор не пришли к единой теории, объясняющей его причины. Самая распространенная – это страх неудачи, вызванный низкой самооценкой. Люди боятся сделать что-то не так или опасаются услышать негативный отзыв. Другая причина – перфекционизм: не зная пути к идеальному результату, человек предпочитает не делать ничего. Возможно, людьми руководят подсознательные факторы: нежелание выделяться на фоне других, несогласие с поставленной задачей и пр. К прокрастинации может привести и усталость.
В общественном мнении прокрастинация зачастую приравнивается к лени. Но, если вдуматься, лени – не существует, есть отсутствие мотивации! Это сложный конструкт, включающий спектр мотивационных состояний от внешних к внутренним и т.д. Зачастую человек наполняет свою жизнь ненужными занятиями и, будучи не в состоянии правильно расставить приоритеты, растрачивает ресурсы, что приводит к выгоранию и потере мотивации. Или же он не видит смысла в своей деятельности и впадает в апатию. В свое время я сформулировал этот тезис в проекте «Лень как художественный метод» на выставке в пространстве ARTPLAY: «Лени – нет, нет – мотивации. Своего рода – прокрастинация, такая фрустрация, когда не понимаешь зачем».
Из-за патологизации прокрастинации люди ищут способ от нее избавиться. Но если прокрастинация свойственна человеку, зачем ее преодолевать? Может быть, использовать ее как креативный инструмент?
Есть убедительные доказательства того, что творческим идеям нужно время, чтобы созреть, и тогда разумно управляемая прокрастинация может стать ключом к инновациям. Как известно, вдохновение посещало Моцарта в самые неожиданные моменты, а французский математик Пуанкаре заметил, что его лучшие идеи приходили к нему, когда он ехал на автобусе или гулял у моря. Английская писательница Агата Кристи говорила, что многие сюжеты ее рассказов приходили ей в голову во время мытья посуды или принятия ванны. В автобиографии она уверяла, что праздность может привести к отличным идеям: «Изобретения, на мой взгляд, возникают непосредственно от безделья, возможно, и от лени».
Период созревания креативных идей – инкубационный – сто лет назад описал английский социальный психолог Грэм Уоллес в четырехэтапный модели креативного процесса, состоящего из подготовки, инкубации, инсайта и верификации. Так вот, прокрастинация очень важна на этапе инкубации! Есть даже понятие «креативная прокрастинация», когда человек откладывает начало выполнения задачи и занимается, казалось бы, не связанными с ней делами. В этот период мозг не бездействует, а продолжает обрабатывать отложенную задачу в фоновом режиме. Эта подсознательная обработка может привести к появлению творческих озарений (инсайт у Уоллеса), которые могут не возникнуть в состоянии непрерывной сосредоточенной работы.
Кроме того, прокрастинация способствует развитию дивергентного мышления, которое предполагает генерирование творческих идей путем поиска множества возможных решений. Отодвигая принятие решений, прокрастинаторы могут рассмотреть более широкий спектр вариантов и альтернатив.
Значимая роль прокрастинации в творческом процессе связана и с нашим недовольством собой – креативной фрустрацией, когда мы корим себя за то, что вместо работы над поставленной задачей занимаемся совершенно «ненужными» делами. Замечу, что умеренный уровень стресса, вызванный прокрастинацией, может быть даже полезен. Он может стимулировать выработку адреналина, который «встряхивает» наше сознание, что приводит к перепрограммированию некоторых нейронных связей и, как следствие, к новым нестандартным решениям.
В 2012 году американский когнитивист Бенджамин Бэйрд и его команда провели исследование, участники которого сначала выполняли тест «Необычное использование» (накидывали креативные варианты применения повседневных предметов), потом у них был 12-минутный инкубационный период с разными видами деятельности. Одна группа отдыхала, другая выполняла простое задание – определение четных и нечетных чисел, а третья решала более сложную задачу на запоминание, которая имитировала сосредоточенную работу. После возвращения к тесту на креативность те, кто делал легкое задание в перерыве, показали 40-процентное увеличение количества креативных решений. А вот отдых и напряженная работа не улучшили творческий результат. Ученые пришли к выводу, что легкое выполнение несложной задачи (как во время прокрастинации) усиливает креативность.
Получается, что «бесполезные» занятия отвлекают нас настолько, насколько нужно для повышения креативности! Главное – использовать дистракцию (отвлечение) в меру, о чем свидетельствует исследование американских профессоров менеджмента Джихае Шина и Адама Гранта. Участники эксперимента, проводившие мозговой штурм бизнес-предложения с возможностью просмотра веселых видеороликов, продемонстрировали такую закономерность: самые креативные идеи возникали у тех, кто прокрастинировал умеренно. Эти лабораторные данные подтвердились и в полевом исследовании, проведенном среди сотрудников южнокорейской дизайнерской компании. Значит, сбалансированный уровень дистракции может способствовать развитию творческого мышления.
Как добиться умеренной прокрастинации? Секрет – в правильном тайм-менеджменте, который позволяет заложить период прокрастинации в творческий процесс. Для этого важно изучить себя и понять, как работает этот процесс. Например, я знаю, что на подготовку научной статьи мне нужно 2-3 недели, на создание арт-объекта – месяц, и к этому я прибавляю неделю на прокрастинацию. Я также знаю, что в этот период меня посещает креативная фрустрация, но, понимая, что она пройдет, я теперь реагирую на нее без драматизма. Я сознаю, что нахожусь в стрессе, потому что вместо работы над проектом мою посуду, заказываю полки и т.д. Но я дистанцируюсь от этого состояния и даю ему пройти, а не пытаюсь избавиться. Я говорю себе: я недоволен этим состоянием, но оно мое, и мне необходимо, и оно скоро закончится.
Вместо бессознательного откладывания выполнения задач активные прокрастинаторы намеренно делают перерывы в работе. Эффективные прокрастинаторы балансируют между срочными и несрочными задачами, что позволяет им отодвигать некоторые из них, сохраняя общую продуктивность. Осознание того, почему человек оттягивает выполнение задач, может помочь использовать прокрастинацию как стратегический инструмент для творчества.
Итак, как грамотно прокрастинировать? С пониманием необходимости этого процесса, с терпимостью к себе в этот период, со знанием того, что он закончится, и закладывая период прокрастинации в рабочий график. Творческой вам прокрастинации, друзья!
Все материалы авторского спецпроекта Одиссея креативности
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!