Изучение иностранного языка для кого-то может быть приятным хобби, учебной рутиной или же настоящим испытанием. Случалось ли вам не выполнить домашнюю работу или прогулять урок из-за необъяснимого дискомфорта: чувства страха, тревоги, беспокойства?
Аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Асия Ержанова рассказывает о распространенной, но малоизвестной фобии, и практических методах борьбы с ней.
Всем привет. Меня зовут Ася, я аспирантка второго года Института образования. Тема моих научных интересов звучит как ксеноглоссофобия. Что же это такое? Ксено – я переводе с греческого означает иностранный, глосса – язык, фобия – страх. Другими словами, ксеноглоссофобия – это ощущение тревоги, боязни и страха в контексте изучения иностранного языка. Но здесь важно отметить, что вопреки распространенному мнению, ксеноглоссофобию можно испытывать не только в процессе развития продуктивных навыков, это говорение и письмо, но и в процессе развития рецептивных навыков, это аудирование и чтение. Для меня эта тема является крайне важной и личной. Потому что в свое время я изучала английский и немецкий языки, и несмотря на большой багаж знания грамматики, наличия большого пассивного вокабуляра, у меня не было никакой возможности высказываться, делиться мнением, общаться с людьми. И когда я стала понимать, какие механизмы за этим стоят, у меня возник интерес к изучению этой темы, и я буду рада рассказать вам чуть больше.
Симптомы ксеноглоссофобия не отличаются от симптомов любой другой фобии. У кого-то могут трястись руки, кто-то может ощущать дискомфорт в районе живота, могут также потеть ладони, тошнота. Здесь все очень индивидуально. Но помимо этого есть симптомы поведенческие, и они как раз очень опасные, потому что люди, которые испытывают дискомфорт, склонны либо принимать очень маленькое участие в процессе изучения, либо отсиживаться на занятиях и молчать, либо и вовсе избегать, прогуливать уроки, не заниматься систематично, и все это приводит только к усилению фобии, к усилению боязни, языковой тревожности.
Причины ксеногласофобии можно разделить на две группы. Первая группа – это внешние причины, вторая группа – это внутренние причины. К внешним причинам можно отнести характеристики учителя, преподавателя, какие-то внешние особенности, так же большую роль играет методология, которую выбирает сам ученик либо ученик совместно с учителем, для обучения, и очень большое значение имеют оценочные мероприятия, которые избираются для оценки прогресса.
Например, до сих пор в школах распространен такой метод проверки знаний, как словарные диктанты, и очень большое количество школьников испытывает дикий страх перед таким форматом оценки, он. К сожалению, не очень показывает знания, но при этом вызывает бурю негативных эмоций у учеников.
Если говорить про внутренние причины, которые могут вызывать ксеноглоссофобию, то здесь также могут быть какие-то личностные персональные характеристики самого обучающегося, может быть негативный предыдущий опыт. Если над вами посмеялись когда-то , когда вы не так произнесли слово на иностранном языке, либо не совсем корректно смогли донести свою мысль, это также может блокировать ваши желания продолжать обучаться и продолжать пытаться коммуницировать.
Как все-таки преодолеть эту кссеногласофибию, как начать говорить на иностранном языке, особенно учитывая, что это сегодня очень важно. Есть куча возможностей общаться, путешествовать, к сожалению, стало меньше, но я думаю, что мы вернемся все же к прежнему режиму.
На самом деле, есть некоторые базовые правила, которыми я буду рада поделиться. Во-первых и в-главных, нужно просто признать, что этот страх у вас есть. Просто осознайте, что вы, кстати, по статистике одной из онлайн школ, которая проводит обучение иностранным языкам, каждый третий ученик испытывает ксеногласофобию. Для того, чтобы ее преодолеть, осознайте, что вы один из этих трех человек, и попытайтесь также понять, в каком именно контексте вы отмечаете больший дискомфорт. Это поможет вам работать с данным видом фобии дальше.
Второе и не менее важное правило – не обращайте внимание на свои ошибки, разрешите себе ошибаться. Я думаю, что ни для кого не секрет, что даже носители языка допускают ошибки в грамматике, поэтому в начале пути или в процессе обучения от вас точно никто не ожидает академического красноречия, абсолютно правильно грамматики и так далее. В этом же пункте можно так же добавить и про произношение. Я абсолютно понимаю и разделяю стремление говорить на иностранном языке как нейтив спикер, , но это абсолютно не так важно в самом начале обучения. Позвольте себе говорить с акцентом. Особенно важно понимать, что акцент – это абсолютно естественный процесс, потому что звуки в разных языках абсолютно разные.
Если вы все таки стремитесь к произношению, как носитель языка, то здесь тоже можно предпринимать шаги навстречу этому и не бояться. Важно как можно больше окружить себя языком, средой, связанной с языком, который вы изучаете. Можно слушать разные телешоу на иностранном языке, сейчас очень большое количество подкастов по тем темам, которые вам интересны, на иностранном языке. Фильмы, музыка, элементарно просто – новости по радио. Возможности безграничны, очень много ресурсов онлайн и оффлайн, и они все могут позволить погрузиться в язык, привыкнуть к произношению тех самых носителей языка, и осознать, что вы делаете прогресс, тем самым, поборов этот страх или сделав шаг навстречу тому, чтобы говорить лучше. Больше и чаще. Еще важно практиковаться. Если получилось так. Что в данный момент вам не с кем говорить, то есть много платформ, онлайн комьюнити , сообществ, в которых люди с радостью пообщаются с вами на их родном языке, или вы можете изучать один и тот же язык и говорить между собой, тут вариантов миллион.
Если вдруг все еще стесняетесь и не готовы говорить с реальным человеком – говорите вслух с собой. Как бы странно это ни звучало, это тоже помогает расслабиться и стать более раскованным с точки зрения практики иностранного языка. К тому же никогда не зацикливайтесь на той формулировке, которая есть у вас в голове. Есть очень много альтернатив, которые касаются синонимичных слов, выражений, других грамматических конструкций, и если конкретное слово в момент речи вы не сможете вспомнить, то, пожалуйста, используйте любую другую конструкцию. Самое главное при изучении языка – фокусироваться на том, что вы уже знаете, а не сокрушайтесь о знаниях недостающих. Постарайтесь использовать альтернативные грамматические конструкции, альтернативные слова, если вдруг забыли те, которые находятся у вас в голове в момент речи, вас в любом случае с большой вероятностью поймут.
***
Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!