Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано при помощи модели Kandinsky 3.1
Источник: изображение сгенерировано при помощи модели Kandinsky 3.1

Мошенники в инфобизнесе: почему люди попадаются на их уловки

Чем стремительнее развиваются технологии, тем острее стоит вопрос качественного образования. В последние годы стало популярным понятие «инфоцыгане», которое вызывает много вопросов с точки зрения этики и политкорректности. Взамен предлагается использовать термин «инфоскамеры». Редакция IQ Media подробно разбиралась в том, почему так остро стоит вопрос с обманом и мошенничеством, когда речь заходит об инфобизнесе, а также в психологических аспектах того, как люди становятся жертвами данного мошенничества. 

Недобросовестный инфобизнес и проблема регулирования   

Сейчас сфера инфобизнеса привлекает пристальное внимание. По разным оценкам, в 2022 году его объем составил от 120 миллиардов до 266 миллиардов рублей, в 2023-м году рынок продолжал активно расти. При этом вопросы, связанные с его правовым урегулированием, остаются нерешенными. Предметом дискуссии является и вопрос разграничения инфобизнеса и онлайн-образования, или того, насколько одно соотносится с другим. 

Главные аспекты, которые здесь выделяют, заключаются в том, что инфобизнесмены в первую очередь передают своим слушателям полезную информацию, которую те могут применить по собственному усмотрению. Что касается полноценного онлайн-образования, то здесь уже речь идет о наработке навыков на основе качественно разработанной учебной программы.  

Во время ПМЭФ-2024 член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, глава АНО «Белый Интернет» Элина Сидоренко обратила внимание на то, что нужно ввести обязательную сертификацию рынка онлайн-образования. «При этом важно не забывать, что инфобизнес – это не академическая среда, и люди, им занимающиеся, зачастую далеки от формата традиционного образования. Главное – не допустить «зарегулирования» и не создать почву для потребительского экстремизма», – отметила Сидоренко. 

Представители рынка инфобизнеса уже над этим работают. В конце 2023 года появилась информация о создании ассоциации инфобизнеса. Она должна сконцентрироваться на выработке и отслеживании стандартов работы в этой  сфере. Также организация видит в числе своих задач – вывести из оборота неполиткорректное слово «инфоцыган» и заменить его на  «инфоскамер».

«Мы понимаем, как отличить добропорядочного инфобизнесмена от так называемого инфоскамера. И мы бы хотели использовать именно слово «инфоскамер» – мы будем вводить его в речевой оборот как гуманитарную альтернативу слова «инфоцыган», не оскорбляющую честь и достоинство ни одного из этносов в мире», – заявил глава созданной Ассоциации инфобизнеса, сооснователь IТ-платформы  «Мегакампус» Григорий Аветов.

В настоящее время в Госдуме также создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы, первое заседание которой состоялось в июле. То есть работа на законодательном уровне запущена. 

Когда стоит задуматься 

Из-за деятельности мошенников на рынке онлайн-образования сегодня сформировалось настороженное отношение к инфобизнесу в целом. Несмотря на то что представители рынка заявляют о том, что есть критерии, по которым можно отличить добросовестных инфопредпринимателей от мошенников, для потребителей образовательных онлайн-услуг этот вопрос остается открытым.  

Вот некоторые признаки, которые, как минимум, должны заставить задуматься и взять паузу перед записью на обучение: 

  • Гарантия фантастического результата. Например, быстрый выход на такой доход, о котором потенциальный слушатель и мечтать раньше не смел; 
  • Очень много «воды» во время занятий, эксперт вещает откуда- нибудь с островов и рассказывает преимущественно о собственных успехах; 
  • Настойчивое стремление продать курс через бесплатный вебинар за короткий период времени с баснословной скидкой; 
  • Обесценивание экспертности и образования как такового, попытки внушить, что для настоящего успеха много учиться не нужно; 
  • Обещание раскрыть некий волшебный  «секрет».  

Сделка с недобросовестным инфобизнесом: почему она происходит 

Есть ряд уловок и манипуляций, за счет которых мошенники в образовательной среде набирают себе многочисленную аудиторию, приносящую солидный доход. Разбираем, что с психологической точки зрения может мотивировать потенциальных студентов записываться на онлайн-обучение к недобросовестным инфобизнесменам. 

Перспектива получить очень быстрый результат 

Тратить на получение дополнительного образования месяцы или годы может позволить себе далеко не каждый. И не всегда есть соответствующее желание и готовность – это может казаться утомительным и трудозатратным. А вот поменять что-то одним махом – почему бы и нет.  «Люди, которые покупают курсы у недобросовестных инфобизнесменов или мошенников, надеются на быстрое, часто «волшебное» решение своих задач», – отмечает старший научный сотрудник Международной лаборатория позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Алёна Золотарева. 

Нередко, увидев рекламу какого-либо вебинара в сети, пользователь регистрируется на него импульсивно. И также импульсивно –  в погоне за быстрым результатом и «пока действует скидка» –  может быть куплен марафон, красочно презентованный на соответствующем вебинаре. 

Потенциальный результат может подкупать «конкретностью» 

Неважно, что предлагают организаторы онлайн-марафона, – похудеть за пять дней или заработать первый миллион за месяц – перспектива, пока действует «разогрев», кажется реальной, а потенциальный результат – вполне конкретным. О подводных камнях думать в этот момент нет никакого желания, все действия кажутся логичными и осмысленными. 

Возможность решить наболевшую проблему и передать ответственность 

Как правило, мошенники в инфобизнесе хорошо умеют манипулировать на  «болях» – страхах и проблемах  потенциальных клиентов. Соответствующим образом выстраивается реклама курса или марафона. Покупка курса на время может избавить от тревоги и создать иллюзию решения проблемы. Ответственность в этом случае разделяется с «гуру».  

Эффект «дешевизны»  и ограниченность предложения

Инфоскамеры могут играть на аспекте доступности и привлекать массовую аудиторию к покупке курсов за символическую стоимость. Курс, который стоит «копейки», может не содержать никакой полезной информации, но организаторы получают неплохой доход, и не исключено, что это лишь ступенька к тому, чтобы вовлечь слушателя в еще большие финансовые расходы. 

При грамотном маркетинговом ходе стоимость может быть, наоборот, высокой. Этот ход, как отмечает профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Александр Максименко, заключается в ограниченности предложений, когда мест мало и записаться и оплатить можно только  «здесь и сейчас». Такие условия побуждают людей принимать быстрое решение, не задумываясь.

Выход за пределы повседневности, иллюзия доступности и сила личного примера

Демонстрация неким гуру своего успеха, рассказы о том, какими фантастическими могут быть результаты обучения, – все это на фоне «серой» действительности – своего рода шоу, которое позволяет слушателю хотя бы ненадолго прикоснуться к «мечте».

Александр Максименко обращает внимание на закон подражания, сформулированный Жаном Габриэлом Тардом более 130 лет тому назад. «В подобных схемах вовлечения на онлайн-курсы с обещаниями быстрого обогащения, таких как «заработать миллион за месяц», часто используют манипулятивные приемы, основанные кроме эффекта подражании еще и на иллюзии успеха», – отмечает эксперт. Создается  яркий образ «личного примера» — человек, который когда-то имел невысокий доход, работал в найме и испытывал финансовые трудности, но затем сумел кардинально изменить свою жизнь и быстро разбогатеть.

«Эффект подражания работает, поскольку история успеха на «личном примере»  вызывает у потенциальных участников эмоциональный живой отклик и желание идентифицировать себя с героем рассказа. Люди начинают верить, что если это получилось у кого-то другого, то и у них есть шанс на такой же успех», – поясняет Александр Максименко.

Формирование зависимости

Через «учебное» взаимодействие потенциальный студент может оказаться в состоянии психологической зависимости от мошенников, влекущей за собой снижение уверенности в себе, возможную утрату социальных связей и крупные финансовые траты, в том числе с оформлением кредитов. О том, что может происходить на подобных курсах на условиях анонимности с IQ Media поделилась Елена (35 лет, офис-менеджер), которая обучалась на серии курсов, организованных мошенниками и посвященных увеличению финансового благосостояния:

  1. Во время занятий у человека «раскручивают» негативное отношение к самому себе:  «посмотри вокруг, ты сидишь рядом с успешными людьми, а ты не такой – не умный, не хваткий, не богатый».
  2. Внушают, что деньги близко, что надо окружать себя предметами роскоши, предлагают записаться на тест-драйв дорогой машины, чтобы «почувствовать запах денег». 
  3. Предлагают удалить из окружения почти всех друзей, поскольку нельзя общаться с «неуспешными» людьми. 
  4. Пытаются влиять на систему ценностей человека – в первую очередь нужно думать о своем достатке и материальном успехе, только так можно помочь своим близким. 
  5. Внушают, что «сделать свой бизнес» очень просто, достаточно купить следующий пакет курсов, тренингов и т.д. В результате человек может оказаться в кредитной кабале и возникает порочный круг, который сложно разорвать. 

Что необходимо знать, чтобы избежать взаимодействия с мошенниками в инфобизнесе

Поскольку мошенники используют психологические манипуляции, важно  знать свои «слабые места» и разбираться с ними. Если, например, человек склонен к зависимому поведению, то он может с большей вероятностью может оказаться слушателем «липовых курсов». Также большое значение  имеет способность человека брать на себя ответственность за свою жизнь и решения. Этому, как поясняет Алёна Золотарева, может способствовать развитие агентности или чувства «авторства» в отношении собственной жизни. 

Поскольку недобросовестные инфобизнесмены часто обещают быстрые и высокие заработки, то особенно уязвимыми, как отмечает Александр Максименко, могут оказаться люди, недовольные своим текущим финансовым положением и ищущие быстрых решений. На фоне демонстрации ярких «личных примеров» или примеров учеников у слушателей появляется доверие к курсу и снижается критичность восприятия. Итогом может быть разочарование, потеря денег и времени. Поэтому важно развивать критическое мышление, а также ассертивность – способность прямо, четко и уверенно говорить с другими о своих потребностях, желаниях и возможностях, добавляет Алёна Золотарева. Эти психологические ресурсы могут помочь противостоять обману не только в сфере онлайн-образования, но при взаимодействии с мошенниками в любых других сферах.