Чем стремительнее развиваются технологии, тем острее стоит вопрос качественного образования. В последние годы стало популярным понятие «инфоцыгане», которое вызывает много вопросов с точки зрения этики и политкорректности. Взамен предлагается использовать термин «инфоскамеры». Редакция IQ Media подробно разбиралась в том, почему так остро стоит вопрос с обманом и мошенничеством, когда речь заходит об инфобизнесе, а также в психологических аспектах того, как люди становятся жертвами данного мошенничества.
Сейчас сфера инфобизнеса привлекает пристальное внимание. По разным оценкам, в 2022 году его объем составил от 120 миллиардов до 266 миллиардов рублей, в 2023-м году рынок продолжал активно расти. При этом вопросы, связанные с его правовым урегулированием, остаются нерешенными. Предметом дискуссии является и вопрос разграничения инфобизнеса и онлайн-образования, или того, насколько одно соотносится с другим.
Главные аспекты, которые здесь выделяют, заключаются в том, что инфобизнесмены в первую очередь передают своим слушателям полезную информацию, которую те могут применить по собственному усмотрению. Что касается полноценного онлайн-образования, то здесь уже речь идет о наработке навыков на основе качественно разработанной учебной программы.
Во время ПМЭФ-2024 член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, глава АНО «Белый Интернет» Элина Сидоренко обратила внимание на то, что нужно ввести обязательную сертификацию рынка онлайн-образования. «При этом важно не забывать, что инфобизнес – это не академическая среда, и люди, им занимающиеся, зачастую далеки от формата традиционного образования. Главное – не допустить «зарегулирования» и не создать почву для потребительского экстремизма», – отметила Сидоренко.
Представители рынка инфобизнеса уже над этим работают. В конце 2023 года появилась информация о создании ассоциации инфобизнеса. Она должна сконцентрироваться на выработке и отслеживании стандартов работы в этой сфере. Также организация видит в числе своих задач – вывести из оборота неполиткорректное слово «инфоцыган» и заменить его на «инфоскамер».
«Мы понимаем, как отличить добропорядочного инфобизнесмена от так называемого инфоскамера. И мы бы хотели использовать именно слово «инфоскамер» – мы будем вводить его в речевой оборот как гуманитарную альтернативу слова «инфоцыган», не оскорбляющую честь и достоинство ни одного из этносов в мире», – заявил глава созданной Ассоциации инфобизнеса, сооснователь IТ-платформы «Мегакампус» Григорий Аветов.
В настоящее время в Госдуме также создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы, первое заседание которой состоялось в июле. То есть работа на законодательном уровне запущена.
Из-за деятельности мошенников на рынке онлайн-образования сегодня сформировалось настороженное отношение к инфобизнесу в целом. Несмотря на то что представители рынка заявляют о том, что есть критерии, по которым можно отличить добросовестных инфопредпринимателей от мошенников, для потребителей образовательных онлайн-услуг этот вопрос остается открытым.
Вот некоторые признаки, которые, как минимум, должны заставить задуматься и взять паузу перед записью на обучение:
Есть ряд уловок и манипуляций, за счет которых мошенники в образовательной среде набирают себе многочисленную аудиторию, приносящую солидный доход. Разбираем, что с психологической точки зрения может мотивировать потенциальных студентов записываться на онлайн-обучение к недобросовестным инфобизнесменам.
Тратить на получение дополнительного образования месяцы или годы может позволить себе далеко не каждый. И не всегда есть соответствующее желание и готовность – это может казаться утомительным и трудозатратным. А вот поменять что-то одним махом – почему бы и нет. «Люди, которые покупают курсы у недобросовестных инфобизнесменов или мошенников, надеются на быстрое, часто «волшебное» решение своих задач», – отмечает старший научный сотрудник Международной лаборатория позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Алёна Золотарева.
Нередко, увидев рекламу какого-либо вебинара в сети, пользователь регистрируется на него импульсивно. И также импульсивно – в погоне за быстрым результатом и «пока действует скидка» – может быть куплен марафон, красочно презентованный на соответствующем вебинаре.
Неважно, что предлагают организаторы онлайн-марафона, – похудеть за пять дней или заработать первый миллион за месяц – перспектива, пока действует «разогрев», кажется реальной, а потенциальный результат – вполне конкретным. О подводных камнях думать в этот момент нет никакого желания, все действия кажутся логичными и осмысленными.
Как правило, мошенники в инфобизнесе хорошо умеют манипулировать на «болях» – страхах и проблемах потенциальных клиентов. Соответствующим образом выстраивается реклама курса или марафона. Покупка курса на время может избавить от тревоги и создать иллюзию решения проблемы. Ответственность в этом случае разделяется с «гуру».
Инфоскамеры могут играть на аспекте доступности и привлекать массовую аудиторию к покупке курсов за символическую стоимость. Курс, который стоит «копейки», может не содержать никакой полезной информации, но организаторы получают неплохой доход, и не исключено, что это лишь ступенька к тому, чтобы вовлечь слушателя в еще большие финансовые расходы.
При грамотном маркетинговом ходе стоимость может быть, наоборот, высокой. Этот ход, как отмечает профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Александр Максименко, заключается в ограниченности предложений, когда мест мало и записаться и оплатить можно только «здесь и сейчас». Такие условия побуждают людей принимать быстрое решение, не задумываясь.
Демонстрация неким гуру своего успеха, рассказы о том, какими фантастическими могут быть результаты обучения, – все это на фоне «серой» действительности – своего рода шоу, которое позволяет слушателю хотя бы ненадолго прикоснуться к «мечте».
Александр Максименко обращает внимание на закон подражания, сформулированный Жаном Габриэлом Тардом более 130 лет тому назад. «В подобных схемах вовлечения на онлайн-курсы с обещаниями быстрого обогащения, таких как «заработать миллион за месяц», часто используют манипулятивные приемы, основанные кроме эффекта подражании еще и на иллюзии успеха», – отмечает эксперт. Создается яркий образ «личного примера» — человек, который когда-то имел невысокий доход, работал в найме и испытывал финансовые трудности, но затем сумел кардинально изменить свою жизнь и быстро разбогатеть.
«Эффект подражания работает, поскольку история успеха на «личном примере» вызывает у потенциальных участников эмоциональный живой отклик и желание идентифицировать себя с героем рассказа. Люди начинают верить, что если это получилось у кого-то другого, то и у них есть шанс на такой же успех», – поясняет Александр Максименко.
Через «учебное» взаимодействие потенциальный студент может оказаться в состоянии психологической зависимости от мошенников, влекущей за собой снижение уверенности в себе, возможную утрату социальных связей и крупные финансовые траты, в том числе с оформлением кредитов. О том, что может происходить на подобных курсах на условиях анонимности с IQ Media поделилась Елена (35 лет, офис-менеджер), которая обучалась на серии курсов, организованных мошенниками и посвященных увеличению финансового благосостояния:
Поскольку мошенники используют психологические манипуляции, важно знать свои «слабые места» и разбираться с ними. Если, например, человек склонен к зависимому поведению, то он может с большей вероятностью может оказаться слушателем «липовых курсов». Также большое значение имеет способность человека брать на себя ответственность за свою жизнь и решения. Этому, как поясняет Алёна Золотарева, может способствовать развитие агентности или чувства «авторства» в отношении собственной жизни.
Поскольку недобросовестные инфобизнесмены часто обещают быстрые и высокие заработки, то особенно уязвимыми, как отмечает Александр Максименко, могут оказаться люди, недовольные своим текущим финансовым положением и ищущие быстрых решений. На фоне демонстрации ярких «личных примеров» или примеров учеников у слушателей появляется доверие к курсу и снижается критичность восприятия. Итогом может быть разочарование, потеря денег и времени. Поэтому важно развивать критическое мышление, а также ассертивность – способность прямо, четко и уверенно говорить с другими о своих потребностях, желаниях и возможностях, добавляет Алёна Золотарева. Эти психологические ресурсы могут помочь противостоять обману не только в сфере онлайн-образования, но при взаимодействии с мошенниками в любых других сферах.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!